Почему мы не требовали до сих пор выхода из Гоминьдана?

Поверх манускрипта Троцкий приписал: «Направлено против Зиновьева, Радека и др. Л.Т.» Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка MS Russ 13 Т-3072 (Houghton Library, Harvard University) — /И-R/

Единственно правильная, т.е. отвечающая тому, что было, и тому, что есть, формулировка причин, вследствие которых мы до сих пор не требовали выхода из Гоминьдана (что было крупнейшей ошибкой), могла бы быть приблизительно такой:

Мы исходили из того, что компартия слишком долго задержалась в Гоминьдане; что наша партия и Коминтерн слишком ангажировались в этом вопросе; что прямое требование немедленного выхода из Гоминьдана еще более обострило бы противоречия в нашей собственной партии. Мы формулировали такие условия пребывания компартии в Гоминьдане, которые, по существу, на деле, а не на бумаге, исключали возможность дальнейшего пребывания Киткомпартии в составе Гоминьдана. Мы пытались создать таким путем переходную формулу, которая могла бы стать мостом отступления для нашего ЦК с ложного пути на правильный. Мы ставили вопрос педагогически, а не политически. Как всегда в таких случаях, это оказалось ошибкой. Мы занимались педагогией по отношению к заблудившимся верхам, жертвуя политической ясностью по отношению к низам. Это перекосило всю постановку вопроса. ЦК нашего моста не принял и кричал, — что оппозиция на самом деле за выход из Гоминьдана. Мы вынуждены были «оправдываться», доказывая, что мы не за выход. Это явное противоречие между педагогикой и политикой отразилось на первых же строках заявления 83-х. Основная наша установка в этом вопросе была правильной, так как все мы держали курс на выход из Гоминьдана. Ошибкой было педагогическое раздвоение, разжижение, смягчение, притупление нашей позиции в основном вопросе. Оно ничего не дало нам, кроме минусов: неясность позиции, оборонительные заверения, отставание от событий. Эту ошибку мы устраняем и выдвигаем открыто требование немедленного выхода из Гоминьдана!

Л. Троцкий

23 июня 1927 г.