Заявление.

Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка MS Russ 13 Т-3177 (Houghton Library, Harvard University) — /И-R/

На Ваше сегодняшнее требование выехать из консульства отвечаю следующее:

Буланов и Волынский предложили мне от имени ГПУ, т.е. ЦК ВКП, следующие условия поселения в Константинополе:

а) агенты ГПУ находят квартиру в отдельном доме за городом, т.е. в таких условиях, которые дают минимальные топографические гарантии против совершенно легкого и безнаказанного покушения белогвардейцев или иностранных фашистов.

б) Сермукс и Познанский доставляются сюда с ближайшим пароходом, т.е. не позже как через три недели.

в) до их приезда я живу — по собственному выбору — либо в консульстве, (что по мнению ГПУ было бы самое лучшее), либо в особняке указанного типа при временной охране из агентов ГПУ.

 

Ни одно из этих условий не выполнено.

а) Из показанных 5-6 квартир только одна до некоторой степени отвечает условиям безопасности. Но для ее приведения в пригодный вид нужны две-три недели, причем я совершенно не знаю, по силам ли будут мне финансовые требования домохозяина.

б) В приезде Сермукса и Познанского, вопреки категорическому обязательству теперь отказано.

в) Фокин уехал, не выполнив ничего из тех обязательств, которые — по словам Буланова — на него были возложены.

Между тем Константинополь кишит белыми русскими. Белые газеты расходятся здесь в количестве свыше тысячи экземпляров. Ссылки на то, что "активные" белые высланы, просто смешны. Наиболее активные, конечно, держатся в секрете, не говоря о том, что они в любое время могут приехать из других мест и найти прикрытие у "неактивных" белых. Безнаказанность им обеспечена заранее.

В этих условиях отказ Москвы выполнить обязательства и прислать Сермукса и Познанского и ваше одновременное требование покинуть здание консульства, хотя вы не предложили даже сколько-нибудь пригодной квартиры, означает требование, чтоб я подставился добровольно под удары белогвардейцев.

После того, как Вы сообщили мне об отказе Москвы выполнить данное обещание относительно Сермукса-Познанского, я заявил, что во избежание мирового скандала на "квартирной" почве, я попытаюсь вызвать друзей из Германии или Франции, которые помогут мне устроиться на частной квартире или же будут сопровождать меня в другую страну (в случае получения визы).

Несмотря на то, что вызванные мною лица еще не могли деле выехать, вы предъявляете мне новое требование об оставлении консульства.Эта торопливость направлена целиком против элементарнейших требований безопасности, моей и моей семьи.

Я не имею никакого желания осложнять положение, и без того не простое. Я не имею никакого интереса оставаться в консульстве ни одного лишнего дня. Но я не намерен поступаться элементарнейшими требованиями безопасности моей семьи. Если вы попытаетесь разрешить вопрос не на основах соглашения, а применением физической изоляции меня и моей семьи, как вы мне сегодня говорили, то я оставлю за собой полную свободу действий. Ответственность за последствия будет целиком на ЦК ВКП.

Л.Троцкий

5 марта 1929 г.