Вопросы коммунистам.

В Копенгагене, собравшиеся активисты Левой Оппозиции попросили Троцкого записать краткие пропагандистские обращения к членам официальных коммунистических партий. Друзья Троцкого записали на кинопленку его обращения на немецком и на французском языках.

Перевод на русский: Ф. Крайзель.

Ноябрь 1932

Товарищи: Вы хотите от меня ответа, почему я принадлежу к фракции большевиков-ленинцев, стоящей в крутой оппозиции к нынешней политике Коммунистического Интернационала и советского правительства. Я попытаюсь обрисовать наиболее важные пункты вопроса.

Главная цель коммунистической партии, это построить пролетарский авангард, твердый в классовом сознании, готовый бороться за революцию, упорный. Но революционное обучение требует режим внутренней демократии. Революционная дисциплина ничего общего не имеет со слепым повиновением. Боевой дух не может быть приготовлен заранее, он не может быть продиктован приказом сверху: его нужно постоянно обновлять и закалять. Революционная дисциплина ставит вопрос перед каждым честным и сознательным рабочим коммунистом: У нас в партии демократия — да или нет? Задать вопрос, значит ответить на него. Даже крохотные остатки партийной демократии с каждым днем исчезают.

В Советском Союзе коммунистическая партия стоит у власти. Бесспорны хозяйственные успехи. Число рабочих в стране удвоилось и утроилось. В прошедшие пятнадцать лет значительно повысился культурный уровень масс. В этих условиях, партийная демократия должна была бы расширяться. Но мы видим противоположное.

Несмотря на все достижения и успехи, пролетариат в целом и его коммунистический авангард в частности зажаты в стальные обручи партийной и государственной бюрократии. Беспрецедентное ухудшение партийного режима должно иметь глубокие общественные и политические причины. Мы, Левая оппозиция, не раз в период после Ленина анализировали и обнажали эти причины. А официальное руководство партии, хоть раз выдвинуло ли оно наши аргументы на обсуждение партии? Ни разу!

Чем меньше контролируется функционер массами, тем менее он постоянен, тем больше он находится под внешним влиянием, тем больше его политические зигзаги напоминают графу температуры горячки. Это центризм. Я повторяю: это центризм. Уничтожение демократии открывает дорогу для развития мелкобуржуазного, оппортунистского или ультра-левого влияния.

Разногласия начались в 1923 году в вопросах партийного режима, индустриализации, и отношения к кулаку. Известна ли вам платформа русской Левой Оппозиции 1926 года? Следите ли вы за дальнейшими развитиями в борьбе вокруг пятилетних планов и коллективизации? Во всех этих вопросах, «преступление» Оппозиции заключалось в том, что, вооруженная методом марксизма, она видела яснее, предвидела некоторые вещи, заранее предупреждала об ошибках.

Читали ли вы документы, написанные во время фракционной борьбы в вопросе о Китайской революции? Знаете ли вы о противоположных концепциях вокруг Англо-русского комитета — применение «единого фронта» только сверху, а, на самом деле, против масс во время борьбы? Знаете ли вы о работе Оппозиции в этом вопросе? Если нет, то ваша обязанность познакомиться с этими документами, прежде чем голосовать и воевать против Левой Оппозиции. Вы, конечно, помните бессмысленные авантюры «третьего периода», серьезно подорвавшие репутацию коммунизма в глазах всех сознательных рабочих. Есть ли сегодня хоть один коммунист, который в этом еще сомневается?

Последние события в Германии снова ярко показывают фундаментально неправильную политику руководства пролетариата: уравнение демократии с фашизмом, отказ от политики единого фронта и, следовательно, отказ от создания советов — потому что советы невозможны иначе, как достижение единого фронта рабочих, состоящих в разных организациях и разных партиях. Ничто не помогает германской социал-демократии укрепиться в седле так, как политика международного сталинского аппарата.

Мы, Левая Оппозиция, остаёмся верными борцами за Советский Союз и Коммунистический Интернационал, но наша верность другого характера, чем у большинства официальной бюрократии. Рабочий, называющий себя коммунистом, но доверчивый к слухам, не изучающий документы и не проверяющий факты, мало чего стоит. Нет, он мало чего стоит. О таких людях Ленин сказал, жестко, но верно: Тот, кто в политике верит на слово — безнадёжный идиот.

Приближается десятая годовщина основания Левой Оппозиции. Великие события проверили и подтвердили нашу позицию. Обучены серьезные кадры. Мы с уверенностью смотрим в будущее. Никакая сила не оттолкнёт нас от международного пролетарского авангарда. Советский Союз — наша родина! Мы будем защищать его до конца! Идеи и методы Маркса и Ленина станут идеями и методами Коммунистического Интернационала!

Л. Троцкий