Письмо III съезду Революционной социалистической молодёжи Франции.

Дорогие товарищи!

Ваш съезд, несмотря на скромные размеры вашей организации, имеет крупнейшее политическое значение, недоступное пониманию напыщенных парламентариев, бюрократических карьеристов, филистеров и евнухов, ибо вы и только вы олицетворяете революционное будущее французского рабочего движения.

Политическая организация, которая находится в постоянных неладах со своей молодёжью, обречена на гибель. Такова судьба французской социалистической партии. Она вся насквозь проникнута фальшью. Марсо Пивер отличается от Жиромского и от Леона Блюма только рецептом фальши. В 1934 году эти господа вырабатывали программу, в которой провозглашали своей задачей «разбить аппарат буржуазного господства». На самом деле они стремятся разбить позвоночник пролетариату в целях упрочения буржуазного господства. Немудрено при этих условиях, если социалистическая партия, хвастающая внутренним режимом демократии, вынуждена на деле систематически отсекать от себя революционные элементы молодёжи, отражающей надежды, требования и нетерпение нового поколения рабочего класса.

Нисколько не лучше обстоит в этом отношении дело и у так называемой «коммунистической» партии. Трудно в истории рабочего движения найти другой пример столь быстрого и столь ужасающего вырождения! «Наша партия достигла ныне зрелости», — заявил не так давно г. Торез, достойный представитель той политической зрелости, которая как две капли воды похожа на гниение. «Коммунистическая» партия представляет здание в несколько этажей. Сверху — «зрелая», т.е. насквозь прогнившая бюрократия без принципов, без чести и без совести. Под нею — слой интеллигенции, мелкой буржуазии, чиновников, полуидеалистов, полукарьеристов, всех этих Ромэн Ролланов, Мальро и прочей братии. Эти господа хотят иметь звание революционеров, не порывая со своей буржуазией; числиться интернационалистами, сохраняя верность национальному империализму. Всё это обеспечивает им Коминтерн, нередко — с приплатой. Дальше идут рабочие массы, которые продолжают группироваться вокруг коммунистической партии в силу исторической инерции. В их среде есть, конечно, много искренних и мужественных борцов, особенно среди молодёжи. В эту сторону вам необходимо обратить главное внимание!

«Коммунистическая» партия располагает чрезвычайно могущественными ресурсами для убаюкивания, обмана и держания в узде своих членов. Однако этих ресурсов при нынешних условиях хватит ненадолго. Противоречие между программой и практической деятельностью, противоречие между командой советской бюрократии и интересами французского пролетариата имеют слишком глубокий и жгучий характер, чтобы господам Торезам, Вайанам-Кутюрье, Дюкло и пр[очим] фокусникам удалось долго удерживать в равновесии трёхэтажное здание своей партии. Можно заранее предсказать, что её распад начнётся с молодёжи. Здесь вас ожидает большая жатва!

Идея, если она отвечает потребностям исторического развития, сильнее самой могущественной организации. У этих господ, у лжесоциалистов, как и у лжекоммунистов, есть большие организации, унаследованные от прошлого, но у них нет идеи. Их программы — фикция. Они живут дипломатией и двусмысленностью, сеют ложь и фальшь.

Ваша организация слаба. Но у вас есть идея. Ваша программа отвечает характеру нынешней эпохи. Она правильно выражает основные исторические интересы пролетариата. Все великие события будут подтверждать вашу программу. При помощи беспощадной критики, настойчивой пропаганды, смелой агитации вы разрушите старые, внутренне прогнившие организации, которые стали главными препятствиями на пути революционного движения. Вот почему, дорогие товарищи, ваш маленький съезд имеет большое значение. Вы должны проникнуться насквозь сознанием той великой миссии, которую история возлагает на ваши молодые плечи.

Лжесоциалисты вас исключают, лжекоммунисты подвергают вас бесчестной травле, бонапартистская клика в Москве организует против ваших единомышленников небывалые в истории преследования, прикрывая их чудовищными судебными подлогами. На первый взгляд есть явная диспропорция между скромными размерами вашей организации, как и всех вообще секций IV Интернационала, и между гигантским размахом преследований, травли и клеветы. Однако это противоречие только кажущееся. Паразитическая бюрократия обладает изощрённым инстинктом самосохранения, и она отдаёт себе безошибочный отчёт в той опасности, которую представляет для неё маленький авангард, объединённый научной программой, спаянный внутренней солидарностью и способный на высшее самоотвержение. Вы бросаете от себя тень вперёд, в будущее, и эта тень уже сегодня в десять, в сто раз больше размеров вашей организации. Преследования и клевета врагов придают вам необходимый закал и подготовляют вас для великих задач и испытаний, которые предстоят вам в будущем.

Пример Испании показывает, какой неисчерпаемый резервуар героизма и самоотвержения таится в недрах пролетариата. Испанские рабочие могли бы за шесть лет революции обеспечить не одну, а десять побед. Им не хватает партии, которая стояла бы на уровне их героизма и объективных требований истории. Отсюда поражение за поражением. На уроке этих поражений нужно учиться. Мы видим в Испании, как анархистские вожди, не понявшие идеи диктатуры пролетариата, оказываются в критический момент не чем иным, как экзальтированными либералами. Мы видим, с другой стороны, в лице ПОУМ левый центризм на практике, в действии. Центризм есть промежуточное течение между реформизмом и революцией. Однако революционная обстановка не допускает ничего промежуточного. Отсюда трагическая и печальная судьба ПОУМа. Своими словами, формулами, статьями он разогревал революционные страсти масс. Своей нерешительностью, двойственностью, колебаниями, отсутствием ясной программы он лишал себя возможности дать массам твёрдое революционное руководство, без которого победа невозможна.

В ваших собственных рядах нашлось некоторое число колеблющихся или сентиментальных революционеров, которые из симпатии к испанской революции готовы были закрывать глаза на трагические и преступные ошибки руководства. Запомним твёрдо, товарищи: это не наша политика. Мы обязаны открыто говорить то, что есть, и называть каждую вещь своим именем. Рабочему классу нужна полная правда, как бы горька она ни была.

Я твёрдо надеюсь на то, что ваш съезд пройдёт под знаком уверенности в своём будущем и в то же время — беспощадной критики всех недостатков и слабостей настоящего. Чего часто не хватало революционным организациям во Франции, — это внимания к деталям, системы, правильной организации, начиная с правильной финансовой отчётности и тщательной корректуры изданий. Великое качество французского рабочего класса — дух инициативы и импровизации, который не раз обнаруживался в истории с таким неподражаемым блеском. Надо дать этому пролетариату научную, до конца продуманную программу и точную, безошибочно работающую организацию.

     «Это трудно!» — скажут, может быть, слабые духом. Конечно, трудно! Социалистическая эмансипация пролетариата — вообще трудное дело. Но среди вас, надеюсь, слабых духом нет. Я обращаюсь с этим письмом к мужественным, сильным, смелым и готовым идти до конца.

Вне IV Интернационала нет исторического пути. Идите по этому пути без колебаний. Победа вам обеспечена!

Л.Троцкий

Койоакан, 22 мая 1937 г.