К статье «Д.И.Менделеев и марксизм».

В 1925 году, после снятия с поста наркомвоенкома, Л.Д. Троцкого направили работать председателем техническо-научного отдела ВСНХ. В исполнение этой должности он выступил с докладом на Съезде им. Менделеева в сентябре 1925 г. Его речь была опубликована в трех частях в №№ газеты «Экономическая жизнь» за 18, 27 и 29 сентября 1925 г. — /И-R/

Необходимое пояснение

Речь эта, как показывает дата, относится к 1925 г., когда автор еще твердо надеялся на то, что советская бюрократия преодолеет тенденции бюрократизма и создаст исключительно благоприятную обстановку для развития научной мысли. В силу ряда исторических причин эта надежда до сих пор не оправдалась. Наоборот, советское государство подверглось за истекшие после того 13 лет полному бюрократическому окостенению и приняло тоталитарный характер, тлетворный для развития науки и искусства.

В силу жестокой иронии истории действительный марксизм стал ныне в Советском Союзе наиболее запретной из всех доктрин. В области общественной науки скованная советская мысль не только не сказала нового слова, но наоборот, впала в жалкую схоластику. Тоталитарный режим оказывает гибельное влияние также и на развитие естественных наук.

Тем не менее, развитые в этой речи соображения сохраняют свою силу и в той части, которая касается взаимоотношений между социальным режимом и научной мыслью. Их нужно приурочивать, однако, не к сегодняшнему советскому государству, продукту перерождения и разложения, а к тому социалистическому государству, которое вырастет из дальнейшей победоносной борьбы международного рабочего класса.

Л.Т.

18 апреля 1938 г.