Письмо о провокациях ГПУ.

Дорогие друзья!

Мы получили только что из Соединенных Штатов, из абсолютно надежного источника, следующие сведения, которые просим вас опубликовать как можно более широко. Наш источник не решался по соображениям осторожности обратиться непосредственно к вам и предпочел обратиться сюда. Но вы можете смело заявить, что получили сведения на месте, в Нью-Йорке.

* * *

Несколько месяцев тому назад Лаборде, лидер мексиканской сталинской партии, «уехал в Москву». Так сообщала, по крайней мере, вся мексиканская печать. На самом деле Лаборде нелегально оставался все это время в Соединенных Штатах. Его задача, как видно будет из дальнейшего, состояла в том, чтобы использовать подготовку сентябрьских конгрессов в Мексике для решительного удара против Троцкого, Диего Ривера и их друзей. В связи с работой сенатской комиссии полиция напала, видимо, на след Лаборде. Таково, по крайней мере, было впечатление вождей компартии, которые смертельно испугались международного скандала и компрометации нью-йоркской агентуры ГПУ. Лаборде получил приказ немедленно покинуть Соединенные Штаты. Нет основания думать, что он отправился в СССР. Наоборот, есть данные, что он тайно вернулся в Мексику, где сохраняет инкогнито, чтобы поддерживать версию о своем пребывании в СССР.

Мексиканская компартия подчинена ныне полностью вождям компартии Соединенных Штатов и через этих последних получает все приказы из Москвы. Объясняется этот странный порядок очень просто. В Мексике нет советских учреждений, и агенты ГПУ в Мексике, не имея дипломатического прикрытия, вынуждены к строжайшей конспирации; они совершенно воздерживаются поэтому от прямого общения с местной компартией, опасаясь, что в ней есть немало агентов полиции. В Соединенных Штатах важнейшие агенты ГПУ пользуются неприкосновенностью и имеют возможность передавать наиболее секретные инструкции тем немногим вождям компартии, которые пользуются безусловным доверием ГПУ. Эти доверенные лица передают, в свою очередь, инструкции в Мексику.

Последняя инструкция, которую получил Лаборде в середине августа, состояла в том, чтобы усилить в Мексике кампанию преследований против Троцкого и его друзей, не ограничиваясь политическими и бюрократическими мерами, а переходя к «прямому действию» (подлинное выражение). Что значит «прямое действие», нетрудно догадаться в связи с рядом убийств троцкистов во Франции, Швейцарии и особенно Испании.

Центральный Комитет мексиканской компартии успел уже сообщить в Нью-Йорк, что он приступил к выполнению полученных инструкций. Было созвано строго конспиративное собрание, в котором участвовали лишь некоторые из членов ЦК и организаторы «боевых действий», в том числе два или три иностранца, прибывшие в Мексику в связи с подготовкой конгресса «против войны и фашизма». На этом заседании докладчик (по-видимому, сам Лаборде) требовал не только удесятерить политическую кампанию против троцкистов, но и подготовить необходимую атмосферу для «физической ликвидации Троцкого и некоторых его друзей» (подлинное выражение). В отношении «политической» кампании докладчик обещал полное материальное содействие со стороны министра просвещения г-на Васкес Вела и его ближайших помощников. Параллельную кампанию, по словам докладчика, ведет секретарь профессиональных союзов Ломбардо Толедано, который во время недавнего путешествия в Европу получил все необходимые материальные средства (в частности, клеветнический фильм против Троцкого). Среди депутатов конгресса имеется значительное количество иностранных агентов ГПУ, главная задача которых в том, чтобы создать в Мексике «благоприятную атмосферу» для выполнения последних московских инструкций.

* * *

Повторяем еще раз: мы, безусловно, ручаемся за достоверность нашего источника. Вы можете смело начать кампанию, притом со всей необходимой энергией, привлекши к этому делу всех наших друзей. Очень важно не терять ни минуты. Необходимо, в частности, пригласить представителей мексиканской печати в Нью-Йорке и передать им изложенные выше факты.

Хансен

4 сентября 1938 г. 11.10 утра.