О призыве в армию.

Письмо к Алберту Голдману, одному из лидеров Социалистической Рабочей партии в США, который в то время написал ряд статей о военной обязанности в газете американских троцкистов.

Американские рабочие хотели бороться с фашизмом. Не то, капиталисты. Пример Франции и установление режима Виши, симпатии в Англии королевской семьи Виндзоров к Гитлеру, показывали, что симпатии буржуазии были на стороне фашизма против собственных рабочих. Правительства Рузвельта и Черчилля затянут открытие второго фронта до июня 1944 года, и несколько лет проведут в сугубо империалистической борьбе за колонии: Египет, Иран, Марокко, Тихий океан и пр.

Это письмо многократно публиковалось в собраниях сочинений Троцкого на английском и других языках. На русском оно появляется впервые в нашем переводе. — /И-R/

9 июля 1940 г.

Уважаемый товарищ Алберт,

Я полагаю, что мы согласны с Вами по всем пунктам принципиального характера, как они сформулированы в Вашем письме от 6 июля.

Очень важно понимать, что война не сводит на нет и не умаляет важности нашей Переходной программы. Как раз наоборот. Переходная программа — это мост между нынешней ситуацией и пролетарской революцией. Война — это продолжение политики другими средствами. Особенностью войны является то, что она ускоряет развитие. Это означает, что наши переходные революционные лозунги будут становиться все более актуальными, эффективными, важными с каждым новым месяцем войны. Нам остается, конечно, конкретизировать и адаптировать их к условиям. Вот почему в вашем первом абзаце я бы исключил слово «модифицировать», потому что это может создать впечатление, что мы должны изменить что-то принципиального характера.

Мы абсолютно за обязательную военную подготовку и точно так же за призыв в армию. Призыв в армию? Да. Со стороны буржуазного государства? Нет. Мы не можем доверить эту работу, как и любую другую, государству эксплуататоров. В нашей пропаганде и агитации мы должны очень сильно различать эти два вопроса. То есть бороться не против необходимости того, чтобы рабочие были хорошими солдатами и создавали армию, основанную на дисциплине, науке, сильных батальонах и так далее, включая воинскую повинность, а против капиталистического государства, которое злоупотребляет армией в интересах эксплуататорского класса. В вашем четвертом параграфе вы говорите:

«Как только воинская повинность станет законом, мы перестанем бороться против нее, но продолжим нашу борьбу за военную подготовку под контролем рабочих и т.д.».

Я бы предпочел сказать:

«Как только воинская повинность станет законом, мы, не переставая бороться против капиталистического государства, сосредоточим нашу борьбу на военной подготовке и так далее».

Мы не можем выступать против обязательной военной подготовки со стороны буржуазного государства точно так же, как мы не можем выступать против обязательного образования со стороны буржуазного государства. Военная подготовка в наших глазах — это часть образования. Мы должны бороться против буржуазного государства; его злоупотреблений в этой области, как и в других.

Мы, конечно, должны бороться с войной не только «до самого последнего момента», но и во время самой войны, когда она начнется. Однако мы должны придать нашей борьбе с войной полностью революционный смысл, выступая против пацифизма и безжалостно осуждая его. Очень простая и очень великая идея нашей борьбы против войны такова: мы против войны, но предстоит война, если мы не сможем свергнуть капиталистов.

Я не вижу никаких причин, по которым мы должны отказаться от лозунга народного референдума о войне. Это очень хороший лозунг, чтобы разоблачить тщетность их демократии в таком жизненно важном вопросе, как война.

Я не верю, что требование отрядов самообороны будет устранено лозунгом всеобщей военной подготовки. Приближение войны и сама война с ростом шовинистических настроений неизбежно спровоцируют погромы против профсоюзов, революционных организаций и газет. Мы не можем отказаться от самозащиты. Всеобщее обучение может только облегчить нам создание отрядов рабочей защиты.

«Правительственная собственность… на все военные отрасли промышленности» должна быть заменена на «национальную» или на «государственную собственность».

Таковы замечания, которые я могу сделать в связи с вашим письмом.

С братским приветом,

Л. Троцкий.