Несчастье интеллигента.

Это письмо многократно публиковалось в собраниях сочинений Троцкого на английском и других языках. На русском оно появляется впервые в нашем переводе. — /И-R/

Письмо Альберту Голдману.

29 июля 1940 г.

Дорогой Альберт:

Благодарю Вас за ваше письмо от 4 июля, к которому приложено письмо товарища X. Моя задержка с ответом была вызвана судебным расследованием, которое заняло много времени.

То, что вы пишете о Дж., подтверждает мои опасения, что он может быть полностью потерян для движения. Его несчастье в том, что он никогда не входил в массовое движение. Он никогда не изучал организацию рабочих изнутри. Он разделяет это несчастье со многими другими, только в более острой форме. Его рассуждения о методах организации рабочих и т.д. являются чисто умозрительными, и не имеют под собой никакой основы или содержания.

В течение последних нескольких месяцев нас навещали наши друзья из Миннеаполиса. Какая разница! Эти люди активны, оптимистичны, уверены в себе и насквозь революционны.

С другой стороны, нас также посетила группа из семи представителей Меньшинства*. Они обладают всеми типичными чертами русских меньшевиков в начале истории нашей партии. Трое из них, те, которые на первый взгляд показались нам более стабильными, более твердыми, более серьезными, покидают так называемую Рабочую партию.

* В сентябре 1939 г. внутри Социалистической Рабочей партии выросла мелкобуржуазная оппозиция, которая под влиянием Советско-германского пакта и раздела Польши пришла к выводу, что Советский Союз больше не является, как оценивали его до тех пор в Четвертом Интернационале, «перерожденным рабочим государством». Представители Меньшинства определяли СССР по разному: бюрократический коллективизм, государственный капитализм, и пр. Читателю предлагаем прочесть сборник «В защиту марксизма». Меньшинство в начале 1940 года откололось от СРП и образовало так называемую Рабочую партию. — Искра-Research.

С наилучшими пожеланиями,

Л. Троцкий.