Как действительно защитить демократию.

С приближением войны различие между революционной позицией Четвертого Интернационала и контр-революционной политикой СССР и Коминтерна стало еще более явным. Коминтерн в период действия Советско-германского пакта занял позицию фальшивого пацифизма — фальшивого, потому что не отказался от насильственного захвата финской Карелии и других областей — и непротивления фашизму. Эта политика способствовала успеху «блицкрига» в Польше и победам Гитлера в Западной Европе весной 1940 года. Троцкий, напротив, призывал к борьбе с фашизмом, но не через поддержку Великобритании, США и других империалистов, а через независимую политику рабочего класса. Правота Четвертого Интернационала стала еще более явной после падения Франции и установления там коллаборационистского режима Виши.

Эта заметка многократно публиковалась в прессе Четвертого Интернационала и в собраниях сочинений Троцкого на английском и других языках. На русском она появляется впервые в нашем переводе. — /И-R/

13 августа 1940 г.

Дорогие друзья:

Мы должны, на мой взгляд, усилить и углубить нашу кампанию против пацифистских тенденций, предрассудков и лжи.

Либералы и демократы говорят: «Мы должны помочь демократам всеми средствами, кроме прямого военного вмешательства в дела Европы». К чему это глупое и лицемерное ограничение? Если демократию нужно защищать, мы должны защищать ее и на территории Европы; тем более что это лучший способ защитить демократию в Америке. Помочь Англии — сокрушить Гитлера — всеми средствами, включая военное вмешательство, означало бы лучший способ защитить «американскую демократию». Чисто географическое ограничение не имеет ни политического, ни военного смысла.

То, что мы, рабочие, считаем достойным защиты, мы готовы защищать военными средствами — как в Европе, так и в Соединенных Штатах. Это единственная имеющаяся у нас возможность обеспечить защиту гражданских свобод и других хороших вещей в Америке.

Но мы категорически отказываемся защищать гражданские свободы и демократию на французский манер; рабочие и фермеры отдают свою плоть и кровь, в то время как капиталисты концентрируют в своих руках командование. Эксперимент Петена теперь должен стать фокусом нашей военной пропаганды. Конечно, важно объяснить передовым рабочим, что подлинная борьба с фашизмом — это социалистическая революция. Но более срочно, более настоятельно, объяснить миллионам американских рабочих, что защита их «демократии» не может быть передана американскому маршалу Петену — хотя существует много кандидатов на такую роль.

Статья Карла О'Шей в Socialist Appeal от 10 августа очень хороша. Таким образом, мы можем разработать очень эффективную кампанию как против Уильяма Грина, так и против Джона Л. Льюиса, который категорически отвергает воинскую повинность в пользу добровольной армии рабов.

Институт общественного мнения установил, что более 70 процентов рабочих поддерживают призыв к военной службе. Это факт огромной важности! Рабочие серьезно относятся к каждому вопросу. Если отечество должно быть защищено, то защита не может быть отдана на произвол отдельных лиц. Это должно быть общим отношением. Эта реалистичная концепция показывает, насколько мы были правы, заранее отвергнув чисто негативные пацифистские или полу-пацифистские установки. Мы ставим себя на ту же позицию, что и 70 процентов рабочих — против Грина и Льюиса, — и исходя из этой предпосылки, мы начинаем разрабатывать кампанию, чтобы противопоставить рабочих их эксплуататорам в военной области. Вы, рабочие, хотите защитить и улучшить демократию. Мы, члены Четвертого Интернационала, хотим пойти дальше. Тем не менее, мы готовы защищать демократию вместе с вами, только при условии, что это должна быть настоящая защита, а не предательство в манере Петена.

Я уверен, что на этом пути мы сможем добиться определенного прогресса.

С братским приветом,

Л. Троцкий.