Большевики-ленинцы в Верхне-уральском политизоляторе

 

В конце января 2018 года в Верхнеуральской тюрьме на Южном Урале было найдено около 30 рукописных документов 1932–1933 годов, авторами которых являются находившиеся там в заключении члены троцкистской Левой оппозиции. Документы в виде тетрадей были обнаружены в ходе ремонта под досками пола в камере № 312. (Фото А. А. Фокин)


Этими словами открыли репортеры Международного Социалистического Веб-Сайта свой рапорт о потрясающей находке.

 

Об ошеломительной находке объявил молодой русский историк А. А. Фокин. Четвертый Интернационал в общих чертах знал о сосланных оппозиционерах. В 1930-е годы чудом спасшиеся оппозиционеры Виктор Серж и Анте Цилига писали о героях-большевиках в сталинских тюрьмах.

Известный писатель-марксист Виктор Серж, который сам провел ряд лет в сталинских ссыльных колониях и тюрьмах, в своем трагичном романе «Полночь века» описал, как идеи Троцкого проникали к заключенным в изоляторы оппозиционерам. Беспартийный инженер в заграничной командировке в Париже в 1932 году покупает номер «Бюллетеня Оппозиции», читает и делает выписки. Выписки настолько значительны и глубоки, что даже после того, как инженер из чувства самосохранения уничтожает оригинал журнала и свой блокнот с выписками, даже после своего ареста и заключения в одной из производственных шарашек ГУЛАГа, этот инженер рассказывает о содержании статей Иванову, другому заключенному, сознательному оппозиционеру-марксисту.

«Фотографическая память помогла Боткину почти дословно восстановить украдкой прочитанное на Западе; ожидая в заполярном безмолвии, содержание его воображаемого блокнота незаметно целиком перекочевало в сознание Иванова. Коммунист втихомолку без видимой причины посмеивался. Оказывается, вот как идеи преодолевают границы!

«Добрую половину своих дней в застекленной кабине статистического бюро Иванов потратил на то, чтобы на полосках тонкой бумаги шириной в одну, длиной в несколько почтовых марок четко прорисованными чертежным пером буквами, которые можно было расшифровать только с лупой, составить послания: одно — в Среднюю Азию ссыльным Семипалатинска, другое — в Западную Сибирь ссыльным Канска, третье — на Север, в Черное. «Дорогие товарищи, судьба революции решается ежечасно. Мы думаем за миллионы бессловесных пролетариев…» Никому никогда не узнать, как были отправлены эти послания, как сработали лагерные почтовые самолеты, какие чудеса изобретательности доставили их к местам назначения. В Семипалатинске, городе среди песков Семипалатинске их получили в знойные дни под раскаленным солнцем, станция на Транссибе Канск была схвачена синими морозами, в Черном это случилось в весеннее, рассеявшее по лугам нежно-золотистые бутоны утро» («Полночь века», Челябинск, 1991, стр. 73).

 

Исключать из партии и высылать коммунистов-оппозиционеров начали в конце 1927 года. В. Роговин пишет:

«В 1928 году Сталин и полностью солидаризировавшиеся с ним в отношении к «троцкистам» бухаринцы не решались идти на заточение оппозиционеров в тюрьмы и концентрационные лагеря. Атмосфера в партии ещё не была такой, чтобы можно было даже помыслить о более строгой мере репрессии к инакомыслящим коммунистам, чем временная ссылка. В ссыльных колониях оппозиционеры устанавливали связи с сочувствующими из числа местных жителей, объединялись в кружки, в которых обсуждали политические события в СССР и за рубежом, вели активную переписку со своими единомышленниками в других колониях». (В. Роговин, «Власть и Оппозиции», 1993, стр. 32)

 

Группа ссыльных оппозиционеров в 1928 году в одном из поселений.

 

Постепенно бюрократический режим ужесточился и ссыльных коммунистов, начиная с известных и деятельных, стали запирать в политические изоляторы. В 1931 году издаваемый Львом Троцким за рубежом журнал «Бюллетень Оппозиции» опубликовал список большевиков-ленинцев (троцкистов) и «децистов», заключенных в Верхнеуральском изоляторе. Лев Седов, сын Троцкого и технический редактор-издатель журнала был, по-видимому, автором этой публикации и дал в этой статье ряд кратких биогафических данных:


 

Дингельштедт Федор Николаевич, член большевистской партии с 1910 г. Член Петроградского комитета партии в период февральской революции; активный участник Октября. Две статьи т. Дингельштедта, пересланные нам из Союза, были напечатаны в N№ 6 и 12-13 «Бюллетеня». Статьи эти Редакция Бюллетеня сопроводила краткой биографией автора. Она, следовательно, известна читателям.

Товарищи Дингельштедт, Солнцев, Стопалов, Яковин и Эльцин — все пятеро старые члены партии. Все они имеют самостоятельные научно-марксистские работы по вопросам экономики и истории. Незаурядные литераторы, они являются молодыми теоретиками левой оппозиции. Но теоретическая, «кабинетная» работа у них всегда сочеталась с активной политической борьбой. После окончания гражданской войны они сменили винтовку на книгу с тем, чтоб снова сменить ее на винтовку, когда этого потребуют интересы коммунизма.

Эльцин Виктор Борисович. В партию вступил в 1917 г. В Перми принимал участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. В 1918 г. был председателем Вятского губисполкома. 1919 и 1920 годы работал на восточном фронте: начальником политотдела дивизии и военным комиссаром дивизии. После ликвидации колчаковщины был на хозяйственной работе. С 1922 г. слушатель Института Красн. Проф. Окончил Институт в 1926 г. С 1923 г. в оппозиции; один из руководящих ее работников в Москве — вплоть до высылки. Редактор собрания «Сочинений» Троцкого. С января 1928 г. в сталинской ссылке; с конца 1929 г. заключен в изолятор.

Здесь необходимо сказать хоть несколько слов о всей семье Эльциных.

Отец Виктора Эльцина, Борис Михайлович Эльцин, старейший большевик; сидел в царских тюрьмах и ссылке. Б. М. Эльцин один из руководителей оппозиции. Он подписал первый платформенный документ оппозиции, так называемое «Заявление 46-ти», ставшее центром дискуссии 1923 года. Б. М. Эльцин был арестован летом 1929 г. и с тех пор находится в заключении — на режиме полной изоляции, совершенно один, — в Суздальском изоляторе.

Эльцин Иосиф, второй сын Б. М. Эльцина, уже свыше двух лет находится в ссылке в Старом Крыму. Он болен туберкулезом в крайне тяжелой форме. Врачи считают, что ему грозит гибель, если условия жизни его не будут изменены…

Четвертый член этой семьи революционеров, дочь Б. М. Эльцина, находится в ссылке в Сибири.

Таким образом вся семья Эльциных не только находится у Сталина под замком или в ссылке, но и все члены ее оторваны друг от друга.

Невельсон Ман. Член партии с 1917 года. С начала февральской революции на партийной и комсомольской работе в Петрограде. Красногвардеец во время Октябрьского переворота. С начала 1918 г. и до середины 1920 г. т. Невельсон сражался в рядах Красной Армии (комиссар полка, политкомиссар дивизии и начальник политотдела армии). С 1923 г. на хозяйственной работе; тогда же т. Невельсон примкнул к оппозиции. С января 1928 г. в ссылке; с середины 1929 года в изоляторах, сперва в Тобольском, затем Верхнеуральском.

Познанский И. М. Член партии с 1917 г. Активный участник Октябрьского восстания в Петербурге. Всю гражданскую войну провел на фронтах, в частности был инспектором кавалерии на Южном фронте и с успехом организовывал там конницу; был контужен. В 1921 г. боролся за диктатуру пролетариата под Кронштадтом. После окончания гражданской войны и до ссылки т. Познанский был секретарем т. Троцкого (См. «Моя жизнь», т. II). В феврале 1928 г. был арестован и сослан ГПУ на Север, за попытку следовать за Троцким в Алма-Ату; в 1930 г. заключен в изолятор.

Решетниченко Владимир Иванович. Член партии с 1917 г. Военный работник и герой гражданской войны (награжден орденом Красного Знамени); военный академик.

Магид Муся. Член партии с 1917 г. В период Деникинщины работала в большевистском подпольи на Украине. Заключена в изолятор за побег из ссылки.

Сурнов. Старый член партии, в последний, до ссылки, период был наркомземом Крымской Республики.

Отрывочные сведения эти, конечно, отражают лишь часть революционной деятельности вышеназванных товарищей. Но они все же дают представление о «верхнеуральце», как типе революционера-большевика. Участник Октябрьского восстания; участник гражданской войны; хозяйственная или научная работа после победы на фронтах; семилетняя борьба со сталинской ревизией марксизма и ленинизма; ссылка; изолятор. Всегда и во всех условиях революционное мужество и беззаветная преданность делу. Никаких мыслей о «себе».

«Бюллетень Оппозиции» № 19, март 1931 г.


Группа большевиков-ленинцев в Верхнеуральском изоляторе: стоит слева В. Б. Эльцин; во втором ряду в центре И. М. Познанский.

Верхнеуральский изолятор

 

 

Анте Цилига, член ЦК Югославской компартии, как и ряд его товарищей, был арестован в 1930 г. Цилига провел 512 лет в разных ссылках и политизоляторах. В декабре 1935 года под давлением общественного мнения и левых кругов в Европе его выпустили из СССР. Цилига некоторое время сотрудничал с Троцким и написал в «Бюллетене Оппозиции»:

«В двух словах могу сказать, что в Верхне-Уральском ИЗО жили политически очень интенсивно, выходило много статей по всем вопросам общественной жизни СССР, а также по основному вопросу международной политики за 1930-1933 гг.: фашизм, Германия. Выходил целый ряд журналов (писанных от руки) всех групп, подгрупп и направлений. Устраивались большие дискуссии. В 1931-1932 гг. в группе б.-л. были расколы и организационный разброд. В 1933-1934 гг. взгляды снова сблизились и образован был снова один коллектив б.-л. с одним журналом. Некоторые (десяток) б.-л. перешли к децистам. У децистов и мясниковцев были тоже свои конфликты и расколы, но в 1933-1934 гг. и там произошло сближение и была образована «федерация левых коммунистов». Взгляды б.-л. в ИЗО, в общем, шли в том же направлении, как и идеи заграничной оппозиции и Л. Д. Троцкого». (№ 47, январь 1936 г.).


Мы благодарим историка Александра Фокина, нашедшего эти документы и проделавшего большую работу по их публикации, и предлагаем читателю следующие документы:

 

   
1932 год
Кризис революции и задачи пролетариата. (556 К-байта)
   
1 апреля 1933 г. Фашистский переворот в Германии