III Съезд Советов

Заседание 13 (26) января.

Заседание открывается в 9 часов вечера, под председательством тов. Свердлова.

Слово получает для приветствия от имени Всероссийского Съезда Советов Крестьянских Депутатов Мария Александровна Спиридонова, встречаемая бурной, долго не стихающей овацией переполненного зала.

Речь тов. Спиридоновой.

— Товарищи! От имени президиума Всероссийского Крестьянского Съезда я хочу вам, участникам Всероссийского Съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов, сказать, что товарищи крестьяне, участники Всероссийского Съезда Крестьянских Советов, пришли работать вместе с вами. (Бурные, продолжительные аплодисменты).

Нам, товарищи, не надо тратить много слов, нам не нужно много усилий, чтобы сговориться, чтобы уяснить себе тот грозный исторический момент, который мы переживаем, и те задачи, которые им выдвигаются. Никогда еще пред нами не стояли такой колоссальной важности и трудности задачи, как в настоящее время. И в то же время никогда еще, с таким мужеством, с такой отвагой и с такой решимостью, как теперь в России, не встретил трудящийся люд окружавших его опасностей и не восстал с такой энергией против вековечных своих угнетателей. И никогда таким огненным кольцом саботажа, злобы и ненависти не был окружен трудящийся люд, как теперь, в период восстания. Но мы должны идти дальше, вперед, бестрепетно и смело, сметая все, что встает препятствием на пути борьбы за установление нового строя на попранной и залитой кровью земле. (Бурные аплодисменты).

Мы сейчас разрушаем весь старый строй, созидая вместо него новый строй — на началах справедливости, равенства и братства, всемирного братства всех народов. Вы, конечно, понимаете, как необходимо в такой огромной важности исторический момент, момент величайшего напряжения всех сил угнетенного народа в борьбе со своими врагами, вовлечь в круговорот революционного движения такую огромную социальную категорию, как наше крестьянство. Вы знаете, что крестьянству принадлежит значительная доля той напряженной работы, которая сопутствовала всему движению. Аграрный характер наша революция приобрела еще в 1905 году, и в настоящее время крестьянство, интересы которого теснейшим образом связаны с теми целями, во имя которых кипит теперь борьба, вкладывает громадную долю своей инициативы, своих сил и энергии в тот социалистический переворот, свидетелями которого мы с вами являемся. Мы знаем, что крестьянские верхи, представляющие часть всего крестьянства, участвуют в революционном движении сознательно. И остальная — наибольшая часть — вовлечена в революцию стихийно, не вкладывая в нее всей ясности сознания, не отдавая себе во всем происходящем достаточно ясного отчета. И нашим Всероссийским Съездом, всем политическим организациями, всем деятелям революционного движения необходимо употреблять все усилия, чтобы огромный социальный класс — крестьянство, чтобы земледельческая трудовая Россия целиком была вовлечена в революцию, жила ею и всеми теми ее завоеваниями, которые, по праву, должны принадлежать крестьянству.

Чрезвычайно важно собрать все силы революционной России, чтобы из них создать единое революционное целое, сплошной ком единой социальной энергии и продолжать борьбу, без всякой пощады и без всяких колебаний отметая все, что будет встречаться на пути нашей борьбы, которая должна привести нас в светлое царство социализма. (Бурные аплодисменты).

В настоящее время события идут с такой быстротой, что они опережают очень многие, казавшиеся незыблемыми до сих пор, научные построения и политические теории; мы вступаем в новую эру истории, когда к решению стоящих перед нами вопросов не приходится подходить со старыми мерками. Вы знаете, как шло до сих пор политическое воспитание масс, какими лозунгами и программами они питались. Взять, например, Учредительное Собрание, которое оставалось революционным лозунгом чуть ли не до последних дней. И мы, левые с.-р., как и правые, одинаково виноваты в том, что внушали народными массами, будто Учредительное Собрание является огромным завоеванием народа, что Учредительное Собрание — чуть ли не венец революции, что оно должно сказать решающее слово по всеми больными вопросами нашей государственной жизни. Мы, повторяю я, левые с.-р., как и правые, одинаково повинны в затемнении сознания народных масс теми, что заставляли народ видеть в Учредительными Собрании своего спасителя. И только в последнее время, когда характер революции стали выясняться все острее и острее, когда ее очертания стали приобретать все большую определенность, и в сознании социалистических партий, как и их вождей, острее стали оттачиваться мнения, что всякое парламентарное учреждение, в котором длинными резолюциями, нескончаемыми прениями, нудными голосованиями и т. д., пытаются разрешать вопросы, которые могут быть разрешены в интересах народа только непосредственно ими самими, что парламентаризм не может нести раскрепощения социальных отношений людей, только тогда пред нами стали рассеиваться всякие парламентские иллюзии. И когда это мнение окончательно утвердилось, вопрос встал о том, чтобы другими путями утверждать волю народа, такими путями, которые подсказаны всем характером нашего движения. Вы знаете эти пути. Уже в 1905 году народ стал выковывать новые формы своих организации Эти формы — Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. (Бурные аплодисменты).

Народ познал тайну создания своих собственных организаций, он разгадал эту загадку и показал это той несокрушимой энергией, с которой он стал на защиту своих Советов. Народ больше никому не удастся обманывать, никому не удастся вколотить в его сознание то, что ему чуждо, — он сам узнал, что ему нужно, сам стал строить свои организации, и мы, верхи его организации, который народ создал собственными руками, творим его волю. И если Советы показали себя наилучшими организациями для разрешения всех социальных противоречий, оказались теми верными крепостями, который могут служить надёжной и единственной защитой подлинных интересов трудовых масс, то мы, исходя из этого, Советы Солдатских, Рабочих и Крестьянских Депутатов, — вправе утвердить подлинным Трудовым Учредительным Собранием, которому должны принадлежать во всей полноте все исполнительные и законодательные функции все решения которого должны почитаться для всех одинаково обязательным и незыблемым законом. (Бурные, продолжительные аплодисменты).

И наш, товарищи, Съезд Крестьянских Депутатов, которые пришли сюда, чтобы слиться для дружной братской работы с Советами Рабочих и Солдатских Депутатов, имеет одно условие, одно требование, одну просьбу к вам: чтобы данный состав Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов не вышел из этого зала, не разъехался отсюда, пока не вынесет закона о социализации земли. (Бурные аплодисменты, переходящие в овацию).

Мы, товарищи, уверены в том, что закон о социализации земли будет проведен почти единогласно. (Новый взрыв аплодисментов).

Конечно, за исключением голосов кучки саботажников. (Бурные аплодисменты).

Мы уверены, что здесь, товарищи, в этом вопросе никаких партийных разногласий не будет. Мы все будем голосовать за проведение закона, в котором так нуждается крестьянство и которого оно веками ждет. Мы в совместной работе будем помнить, что мы — члены единой социалистической семьи, что мы — члены единой семьи великого мирового сговора — Интернационала. (Бурные аплодисменты). И что от того, как поведем мы дальше революции, от того, как будем бороться мы за идеи освобождения трудящихся масс, — от этого зависят судьбы и жизнь трудящегося люда всего мира. И, помня это, мы будем работать, будем трудиться и, быть может, будем умирать вместе в великой борьба во имя братства, во имя освобождения от всякого гнета и от всяких цепей. Да здравствует братство всех народов и всех наций! (Бурные аплодисменты, переходящее в овацию).

 

Текст по брошюре «3-й Съезд Советов», Петроград, 1918 г.