Маневры лонгетистов.

Тучи полемической пыли, поднятой во всей французской печати по поводу последнего Национального Совета социалистической партии, еще не улеглись, и в этих тучах укрывается пока что главный вопрос лонгетистской оппозиции: восстановление международных связей. Лонгетисты высказались за необходимость восстановления Интернационала. Это — единственное «принципиальное» отличие их резолюции от резолюции официального большинства.

Но вопрос стоит так: какими путями лонгетисты собираются восстановлять международные связи, если они действительно хотят восстановлять их. На этот счет резолюция лонгетистов ограничивается тем, что предлагает предварительный созыв конференции союзных социалистических партий, надеясь (вернее: обещая) воздействовать через эту конференцию на официальные верхи французской социалистической партии.

Но каковы эти союзные партии? Итальянская, российская, обе английские, сербская и португальская примыкают к Циммервальду. Ни итальянские национал-реформисты, ни новая чисто-шовинистическая партия Гайндмана не примыкают к старому Интернациональному Бюро (а таково необходимое условие участия в «союзной» конференции).

Вне Циммервальда, помимо французской партии, стоит только бельгийская, т.-е. ее официальные верхи, так как воля действительной рабочей партии Бельгии скована сейчас железом немецкой оккупации. На что же надеются лонгетисты?

Они думают, что «союзные» партии согласятся на 25-м месяце войны на участие в позоре союзной, т.-е. ограниченной одним лагерем воюющих, конференции. Они надеются, что «циммервальдские» партии, не задумываясь о том впечатлении, какое это произвело бы на немецких рабочих, бросятся на совещание с Реноделем и Вандервельде, дабы помочь Жану Лонге убедить этих господ в пользу международного общения с Шейдеманом?

Можно было бы говорить о чудовищной слепоте лонгетистов, но этим одним дело не ограничивается. Жан Лонге не может не знать, что итальянская партия уже вынесла свое отрицательное решение по вопросу о «союзном» совещании.

Английские социалисты официально заявили о своей полной солидарности в этом вопросе с итальянцами. Насчет русских социалистов даже Жан Лонге не может иметь никаких иллюзий. Стало быть, руководящие лонгетисты знают, что в своем большинстве союзные партии не могут, не хотят и не будут участвовать в «союзном» совещании.

И тем не менее, лонгетисты предлагают массам это бессмысленное и неосуществимое «союзное» совещание, как единственное средство восстановления Интернационала. Это значит, что теснимые снизу, но связанные по рукам и по ногам своей чисто правительственной политикой, они пользуются неосведомленностью массы и выдвигают заведомо-фиктивные средства с единственной целью: выиграть время. А выиграть время значит в данном случае — потерять его. Для этой политики нет достаточно сурового осуждения.

 

«Наше Слово», 13 августа 1916 г.