Что гласят тайные договоры?
Только незначительная часть документов, скрывающих секретные соглашения капиталистов, уже опубликована. Многое и многое станет еще из тайного явным по мере разборки архивов министерства иностранных дел, где сохраняются улики против империалистской дипломатии, конечно, никогда не ожидавшей их опубликования, никогда не предполагавшей возможности победы пролетарской революции.
План захватов, намеченный российской буржуазией и ее «союзниками», изобличен в своих главных чертах. «Англия» и «Франция» выговорили себе право «свободно», т.-е. по своему усмотрению, определить западные границы Германии и Австрии, уступая в обмен за эти захваты такое же право «России», а именно, предоставляя на ее усмотрение установление восточных границ Австрии и Германии. «Рука руку моет» — вот первый принцип (правило) политики империалистического разбоя.
Этим не ограничивается проект аннексий в Европе. «России», т.-е. Сазоновым и Терещенко, выговорено, как хорошо известно, аннексия Константинополя. Но из договоров выясняется, что не только Константинополь, но и вся европейская Турция должна была достаться российской буржуазии. Соглашение о Балканах еще не опубликовано, но из печатаемой сегодня «справки» о русско-румынских отношениях явственно видна как шантажистская политика румынского правительства, захватывающего территории с чисто-славянским населением, так и политика обмана, который в «удобный» момент намеревалась осуществить русская дипломатия, нарушив заключенный с Румынией договор. Но наиболее широкие захватные планы относятся к азиатской Турции. В значительной мере вся нынешняя война есть война за раздел «турецкого наследства», за «передел» турецких земель между банками, промышленниками и купцами наиболее сильных капиталистических держав. По соглашению, которое опубликовывается нами сегодня, азиатская Турция подлежит раздаче по кускам всем «союзникам».
От Турции остается только «хвостик», — небольших размеров область, со всех сторон окруженная владениями счастливцев, поживившихся за ее счет. Сравнительно мало получают Италия и Греция. Солидный куш получает Франция в виде Сирийского побережья и земель к северу от Средиземного побережья. Эта предоставленная Франции область встречается с областью, которая отдается России и которая включает часть Черноморского побережья (до пункта западнее Трапезунда) и земли, лежащие от него по направлению на юг. К русским и французским областям прилегает с востока английская область, суживающейся полосой идущая к Персидскому заливу и захватывающая всю Месопотамию с Багдадом. Кроме этих трех крупных кусков турецкого пирога, открыто раздаваемых «державам» на руки, соглашение предусматривает еще образование «независимой» арабской федерации, подлежащей, однако, распределению на «зоны влияния».
«Зона влияния» — термин дипломатический, а на обыкновенном языке означает — область господства. Арабская «независимая» федерация, заранее разделенная на «области господства», конечно, на деле была бы «независимой» только от арабов и целиком зависимой от заправил международного капитала.
Кроме соглашения о разделе Турции между «Россией» и «Англией», заключено было также соглашение о разделе Персии, окончательно лишавшее персидский народ всякой тени самостоятельного существования.
Народ России не может стремиться к грабежу и насилию над другими народами. Крестьянству, которое составляет девять десятых армии, не нужны турецкие и персидские земли. Земли, которых добивается крестьянство, — помещичьи земли, за которыми далеко не приходится ходить.
Лозунг «мир без аннексий и контрибуций» честно приемлется рабочими и крестьянами, честно приемлется рабоче-крестьянским правительством.
Но этот лозунг был для российской буржуазии в корне неприемлем. Милюков и Терещенко не хуже Сазонова продолжали разбойную войну и защищали тайные договоры, на которых кровавая рука последнего Романова мошеннически подписала имя Россия!
«Правда» № 187, 25 (12) ноября 1917 г.
От Редакции Госиздата в 1926 г.
«Что гласят тайные договоры» было вступительной статьей (без подписи) к двум публикуемым документам из Секретного Отдела министерства иностранных дел. Первый документ касался русско-румынских отношений. В справке об этих отношениях говорится, что Румыния, занявшая в начале войны нейтральную позицию, желала прежде всего возможно больше нажиться за счет воюющих стран и в то же время принять участие в разделе Австрии. В вопросе о выступлении она все время колебалась в зависимости от хода военных действий. Наступление генерала Брусилова весной и летом 1916 г. склонило Румынию выступить на стороне держав Согласия. В августе 1916 г. с Румынией было заключено военно-политическое соглашение, предоставившее ей большие земельные приращения (Буковину, Банат, Трансильванию). В справке доказывается, что поражение Румынии не противоречит интересам России, потому что, если бы военно-политическое соглашение было проведено в жизнь, то на Балканах создалось бы сильное государство, которое вряд ли относилось бы дружественно к России, стремилось бы к осуществлению своих национальных стремлений в Бессарабии и, находясь под политическим воздействием Италии и Франции, противодействовало бы влиянию России на Балканах. Дальше указывается, что развернувшиеся в Румынии события (поражение румынских войск) изменили условия договора и, в связи с этим, обещание Румынии земельного вознаграждения должно быть пересмотрено.
Второй документ представляет собой секретную телеграмму министра иностранных дел поверенному в делах в Париже от 12 (25) сентября 1917 г., подписанную Терещенко. В ней говорится, что малоазиатское соглашение не может быть рассматриваемо отдельно от соглашения о Константинополе и проливах, и что согласие России на малоазиатское соглашение стоит в зависимости от соглашения между Францией и Англией относительно Константинополя и проливов.