Труд и война.

Первомайскому празднику со дня его учреждения пролетариат стремился придать характер всеобщей стачки и международной манифестации — прежде всего против милитаризма и войны. Наш первомайский праздник в этом году имеет — на первый взгляд — прямо противоположный характер*. Мы празднуем Первое Мая напряженной работой, и наш главный лозунг: на фронт. Против белой Польши.

* Приводим обращение ЦК РКП, ВЦИК и ВЦСПС по этому поводу:

«Первое трудовое мая.

Всем, всем, всем.

Товарищи, в день первого мая пролетариат всего мира поднимает ввысь красные знамена в знак непримиримой борьбы против капиталистического рабства. Раньше в странах господства капитала первое мая было днем мирной демонстрации. В этом году оно будет призывом к восстанию рабочих, к свержению диктатуры капитала и установлению диктатуры пролетариата.

В России, где восставший рабочий класс победил капиталистов и помещиков, день первого мая должен стать праздником победы. Победа досталась нам великими жертвами.

Как закрепить и сделать незыблемой кровью купленную победу трудящихся над насильниками-богачами? Усиленным строительством новой жизни. Тысячелетиями работали мы на чужой карман и научились ненавидеть и проклинать этот рабский труд. Теперь мы работаем на себя, на укрепление своего рабоче-крестьянского государства, на улучшение положения всех трудящихся.

В день первого мая праздничным трудом русский пролетариат скажет всему миру: «Мы победили царя, помещика, капиталиста и чиновника; мы победили проклятое наследие буржуазии и затеянной ею войны — хозяйственную разруху — и построили новый мир без гнета и насилия, мир равенства и братства всех трудящихся и всех народов».

Да здравствует власть трудящихся! Да здравствует труд! Да здравствует первое мая!

Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет СРК и КД.

Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов».

Не всеобщая стачка, а всеобщий трудовой праздник. Не демонстрация против милитаризма, а усиление наших армий. Так выглядит в этом году Первое Мая в Советской России.

Что же это такое? Нарушение основной мысли пролетарского праздника, отступление от международной солидарности? — Нисколько. Наоборот, мы пришли не нарушить закон, а исполнить его. Если по внешности Первое Мая как бы опрокинуто у нас на голову, то это только потому, что русский пролетариат опрокинул буржуазию и сам стал у руля.

Первомайская стачка была установлена как яркий протест против капиталистической эксплуатации и напоминание о грядущем строе социалистической солидарности и высокой человечности. Мы опрокинули капиталистическую эксплуатацию. Мы можем осуществлять новый строй только напряженным трудом. Рабочие Европы бастуют в этот день против своей буржуазии во имя социализма. Нашим трудовым субботником мы вбиваем в землю сваи социалистического здания. За различием форм — единство мысли и стремления.

Пролетарии всего мира демонстрируют в этот день против милитаризма и войны, ибо во всех буржуазных странах милитаризм есть самое подлое орудие классового угнетения, а война есть государственно-организованный грабеж и массовое убийство ради барыша.

Армия социалистической России есть организация вооруженной самообороны трудящихся против международных насильников и громил. Наша война есть оборона наших завоеваний, защита счастливого будущего наших детей и внуков.

Международный пролетариат протестует в день Первого Мая против капиталистической военщины потому, что она — злейший враг трудящихся. Русский пролетариат в день Первого Мая напрягает все свои силы на поддержку Красной Армии потому, что она — его орудие, его опора и защита.

Над различием внешних форм, которое вытекает из того, что там — у власти буржуазия, здесь — у власти пролетариат, веет один и тот же дух революционной борьбы против классового рабства.

Раздувайте ярче горны, пролетарии России. Пусть гулче бьет ваш молот в день Первого Мая. Целься метко в этот день, красный солдат. Тверже работай штыком и знай: ваши удары — по наковальне, как и по телу врага — есть подлинное служение делу мирового пролетариата и высшее выражение идеи Первого Мая.

«Правда» № 93, 1 мая 1920 г.