О Генуэзской конференции.

Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка MS Russ 13 Т-727 (Houghton Library, Harvard University) — /И-R/

Копия. Секретно.

Членам Политбюро: тт. Ленину, Каменеву, Сталину, Молотову, Зиновьеву, товарищу Чичерину.

 

Сегодня из газет я узнал о двух телеграммах Делла Торретта. Во второй он говорит, что помимо государств, представленных в Верховном Совете, будут приглашены все юридически признанные государства Европы. Можно не сомневаться, что это означает приглашение меньшевистской Грузии, дашнацкой Армении и муссаватистского Азербайджана. Все они были в своё время юридически признанными (Грузия во всяком случае). Вся кампания вокруг Грузии стоит, по-видимому, с этим маневром в теснейшей связи. Думаю, что нам нужно пойти наперерез, примерно, в такой форме:

Наркоминдел посылает Воровскому, Красину и Крестинскому инструкцию, в которой говорит:

«Ввиду того, что в некоторых кругах указание Делла Торретта на приглашение всех юридически признанных государств Европы понимается в том смысла, будто будут приглашены правительства Деникина, Грузии, Врангеля-Крымского и пр., так как все они сидели в Европе, все были признаны, причем признание не взято обратно, — то Наркоминдел предлагает вам немедленно предпринять шаги к категорическому устранению возможных на сей счет недоразумений, так как если бы такое толкование белогвардейской, деникинской, грузинской, меньшевистской эмиграций приобрело бы некоторое доверие у народных масс России, то это уже затруднило бы участие на Генуэзской конференции. Незачем и говорить, что тактическое приглашение заграничных контр-революционных организаций (деникинской эмиграции, грузинской и пр.) сделало бы безусловно невозможным участие советской республики в такого рода конференции».

 

Думаю, что такого рода, резкое категорическое выступление будет также полезло и в отношении той агитации, которая ныне ведется вокруг Грузии. С контр-агитацией мы преступно запоздали. Брошюра моя на иностранных языках (она не напечатана и по-русски) выйдет и дойдет куда нужно в лучшем случае накануне конференции*. Постановление грузинского съезда советов точно так же. В этих условиях твердое и категорическое заявление сразу отнимет у «грузинской» агитации практическую цель. В течение недели после выхода такого заявления или сообщения, может быть, будут еще проклинать нас, а затем растерянно умолкнут. Вот тут то наша контр-агитация и произведет необходимое впечатление.

* Троцкий в это время писал брошюру о меньшевистской Грузии «Между империализмом и революцией». — /И-R/

Троцкий.

П.С. Само собой разумеется, что инструкция Красину, Воровскому и Крестинскому должна быть опубликована и распространена по радио. Можно было бы прямо обратиться к Делла Торретта или к какому либо Совету с нотой. Но первый путь более осторожен, так как на требует непременного ответа, и в то же время в политическом и в агитационном смысле достигает той же цели.

29/I-22 г.

Троцкий.