Слишком «примиренческая» линия?

Печатается по копии, хранящейся в Архиве Троцкого в Гарвардском университете, папка bMs Russ 13 Т-3152. — /И-R/

Дорогой товарищ,

Вы, как и некоторые другие товарищи, спрашиваете: не слишком ли мы берем «примиренческую» линию, выдвигая такие требования как: честный созыв XVI-го съезда, сокращение партбюджета в 20 раз, опубликование скрываемых работ Ленина и пр. Разумеется, вам ясно, что дело идет о ближайших лозунгах внутрипартийного порядка. Это первые шаги, выполнение которых должно было бы показать партии, что совершился серьезный перелом режима. Вопрос о том, насколько осуществимы данные лозунги при нынешнем руководстве, отнюдь не решает судьбы самих лозунгов. Для всех нас совершенно ясны: а) несостоятельность нынешнего руководства, б) неосуществимость перечисленных минимальных лозунгов внутрипартийного характера, поскольку они зависят от доброй воли руководства. Дело идет о мобилизации пролетарского ядра партии, так сказать, большевистской фракции ВКП, под известными очень простыми и совершенно бесспорными переходными требованиями. Сопротивление руководства этим требованиям будет раскрывать глаза партии на характер руководства и тем увеличивать большевистскую фракцию ВКП. Другими словами, значение выдвинутых требований во внутрипартийной жизни то же, что значение переходных требований в ком-программе вообще.

Но правильны ли эти требования, даже как переходные? Оспорить их правильность можно было бы, исходя из того соображения, что «партия — труп» (В. Смирнов), т.е. отрицая наличность внутри ВКП большевистской фракции и возможность ее очень значительного роста. Этот вопрос на данной стадии решает.

Для того, чтобы оценить правильность и целесообразность того или другого переходного лозунга, необходимо каждый раз поставить себя мысленно в положение рабочего-оппозиционера, выступающего на собрании ячейки или на общезаводском собрании, где затронуты партийные вопросы, скажем, вопрос о «самокритике». Если рабочий-оппозиционер захочет утопить себя и свое дело, то он скажет: «партия — труп и от нее ждать ничего нельзя». Такая позиция была бы чисто реакционной: сектантство, при попытках выхода на широкую арену, нередко играло и будет играть реакционную роль. Толковый оппозиционер скажет: чтоб «самокритика» перестала быть полукомедией, полупровокацией, надо обеспечить осуществление элементарнейших предпосылок партдемократии, и перечислит названные выше лозунги. Он может и должен при этом открыто прибавить: «Я совершенно не верю в то, что нынешнее руководство способно добровольно осуществить эти требования и потому ни на грош не верю «самокритике». Но вы, товарищи, верите или хотите верить. Вот и давайте проверим на предлагаемых мною бесспорных требованиях». — Вот как поступит серьезный оппозиционер, который ищет путей к пролетарскому ядру партии и к массе вообще. Одной нашей собственной правоты совершенно недостаточно. Никуда не годится та правота, которая не стремится стать массовой силой. Гоняться за тем, чтобы пересмирнить Смирнова, нам не к лицу. На партийном собрании сторонники В. Смирнова просто не будут знать, с какой ноги ступить, или вынуждены будут посвящать свои речи доказательству того, что никогда они партию трупом не считали и пр.

Нельзя, конечно, забывать при этом, что частичные лозунги захватывают только частицу вопроса. Но ведь платформа то остается, как и все остальные наши документы. Там разработана система требований по всем основным вопросам деятельности ВКП и Коминтерна. В этой области мы ничего не смягчаем, наоборот заостряем и углубляем (в частности, в наших документах, направленных Конгрессу). Но преподносить партии нашу непримиримую критику и наши «неурезанные» лозунги надо так, чтобы рабочее ядро почувствовало, что мы хотим и умеем с ним разговаривать на понятном ему языке. Ведь рабочее ядро, массы вообще еще не с нами. Этого не надо забывать. Это главное и основное. Масса недовольна, недовольно рабочее ядро партии, но свое недовольство они выражают на навязанном им условном и фальшивом языке аппаратной казенщины, важнейшей частью которой является вражда к оппозиции или страх перед нею. Надо ничем не поступаясь по существу подойти к партийной массе так, чтобы она нашла выход к подлинной партийности исходя из своих нынешних позиций. Вот этой цели и служат, в частности, названные выше лозунги.

Декабрь 1928 г.

Л. Троцкий