Письмо В. В. Куйбышева и Е. М. Ярославского в ЦК И ЦКК РКП(б)

В середине октября 1923 г. тайная «семерка» предвкушала легкую победу над Троцким и его единомышленниками, которые неделю до этого написали известное «Заявление 46-ти». Сталин и его подручные в ЦКК готовились уже принять «организационные меры».

— Искра-Research.

20 октября 1923 г.

Всем членам и кандидатам ЦК и ЦКК

По поводу письма тов. Троцкого от 19/Х, адресованного им в Президиум ЦКК и Политбюро и одновременно рассылаемого всем членам и кандидатам ЦК и ЦКК, Президиум ЦКК считает необходимым констатировать:

1. Тов. Троцкий прежде чем и вместо того чтобы обратиться за разрешением поставленных в его известном письме вопросов в Центр. Контр. Комиссию, как в высшую инстанцию, охраняющую мир в партии согласно мысли т. Ленина и постановлению XII съезда, обратился к группе товарищей, не состоящих ни в ЦК, ни в ЦКК, и тем самым дал повод мобилизации общественного мнения одной части партии против ЦК (группа Преображенского, Серебрякова, Смирнова и др., подавшие заявление в ЦК).

2. Резолюция Президиума ЦКК предназначалась для Пленума ЦКК, на который предполагалось вызвать тов. Троцкого и других членов Политбюро, как это видно из постановления совещания Президиума ЦКК с наличными членами и кандидатами ЦКК от 17/Х с. г.

3. Президиум ЦКК обсуждал письмо тов. Троцкого в отсутствие тов. Троцкого, как и в отсутствие остальных членов Политбюро именно для того, чтобы в спокойной обстановке, без столкновений тов. Троцкого с большинством членов Политбюро, гарантировать беспристрастную оценку этого письма самими членами ЦКК, вне зависимости от аргументации т. Троцкого или кого бы то ни было из членов Политбюро.

4. Письмо тов. Троцкого настолько ясно по своему содержанию, а несоответствие факта его появления с обстановкой и задачами партии настолько очевидно, что не вызывалось никакой необходимости в дополнительных объяснениях.

5. Предупредительные меры (изъятие копий и вторичных копий) по прекращению распространения письма вне пределов ЦК и ЦКК были предприняты тов. Троцким тогда, когда эти меры запоздали и не могли уже оказаться действительными.

6. Что касается повода и цели письма тов. Троцкого, то Президиум ЦКК высказал оценку не субъективным намерениям тов. Троцкого, о которых Президиум не мог знать, а объективному значению этого документа. Появление коллективного письма 46 товарищей (Преображенский, Серебряков, Смирнов И. Н. и др.), солидаризировавшихся с письмом тов. Троцкого, в полной мере оправдывает нашу оценку этого письма, как платформы для дискуссии вне пределов ЦК и ЦКК.

По поручению Президиума ЦКК

В. Куйбышев

Е. Ярославский

20/Х-23 г.

Верно: Товстуха.

 

«Известия ЦК КПСС» № 7, 1990 г.