Письмо к тов. Яковлеву.

 

Я. А. Яковлев с декабря 1919 года по ноябрь 1920 работал на Украине, будучи членом Оргбюро и Политбюро ЦК КП(б) Украины. Это письмо, вернее проект письма был написан в феврале 1920 г., когда Троцкий был под впечатлением необходимости кардинально изменить политику советского правительства, в смысле отступления от продразверстки к рыночным методам управления. Он в феврале направил более развернутый проект такого поворота политики в Письме в ЦК.

Как мы знаем, предложение Троцкого было тогда отвергнуто Лениным и ЦК и политика «военного коммунизма», со всеми ее издержками, продолжалась еще год, до Кронштадтского кризиса. Это письмо не датировано, но мы полагаем, что оно тоже было написано в середине февраля, когда ряд кризисов показали, до какой степени износилось хозяйство России и что командная система вела в хозяйственный тупик.

— Искра-Research.

Ваши тезисы отличаются на мой взгляд значительной неопределенностью. Может быть, это объясняется тем, что я недостаточно посвящен в характер внутренних споров на Украине в связи с нашей крестьянской политикой.

Практически я нахожу у вас три вывода:

1. Поддержка и помощь единоличному хозяйству.

2. Необходимость при подавлении крестьянских контрреволюционных восстаний изолировать кулаков, противопоставляя их остальной деревне.

3. В продовольственной политике необходимо практическое соглашение со средним крестьянином.

Последние два пункта вряд ли вызывают или могут вызвать какие-либо принципиальные возражения. Все дело в практическом их проведении. Какими приемами достигнуть того, чтоб при ликвидации восстаний кулаки оказались изолированными? В какой форме достигнуть соглашения со средним крестьянством в продовольственном вопросе? При слабости советского аппарата на местах трудность состоит не в общих формулировках, а в указании путей их практического применения сообразно с местными условиями на Украине.

Между тем ваши формулировки целиком относятся и к Великороссии, так как и там партией признана необходимость при подавлении кулаков достигать соглашения с середняками.

Что касается первого пункта — «поддержки и помощи единоличному хозяйству», то, разумеется, поскольку эта помощь и поддержка прилагается к советским и коллективным крестьянским хозяйствам, против этого возражать не приходится. Это опять-таки входит в состав положений программы и постановлений последнего съезда. Вся трудность в том, как поддержать крестьянские хозяйства в условиях жестокого бестоварья. Отсюда и проистекают трудности в продовольственном, как и во всех других вопросах.

Словом, практически я не вижу в ваших тезисах никаких указаний, которые помогли бы изменить или конкретизировать нашу крестьянскую политику применительно к украинским условиям.

Теоретически ваши тезисы дают в двух-трех местах повод к недоразумениям в том смысле, что крестьянин-середняк отождествляется со средним собственником (средняя буржуазия). Но на деле это не так. Крестьянин-середняк есть мелкий буржуа, а не средний. И кулак в большинстве своем есть мелкий буржуа, но находящийся в периоде свирепого первоначального накопления, тогда как середняк обычно ничего не накопляет, а остается в течение долгого времени на том же уровне. Правым своим флангом кулачество переходит в среднюю буржуазию.

Разумеется, классовые разграничения в крестьянстве очень смазаны, и вполне бесспорных точных разграничительных…*

* Здесь рукопись обрывается. — Редакция Госиздата в 1920-е гг.

Архив.