Петроградский Междурайонный Комитет Объединенных с.-д. (Интернационалистов) и его газета.

Эта идейно-политическая группа выросла из внефракционных социал-демократов, сторонников объединения обеих фракций РСДРП, большевиков и меньшевиков.

В РСДРП в течение всего времени после раскола в 1903 году присутствовали более или менее сильные объединительные тенденции. Венская «Правда» под редакцией Л. Троцкого в 1908—12 г.г. была наиболее популярной социал-демократической газетой и сильно выражала эти настроения. Даже после закрытия «Правды» тяга к единству жила в партии. В ноябре 1913 года в Петербурге из меньшевиков и большевиков, тяготеющих к единству, образовалась группа внефракционных социал-демократов, «Межрайонная организация объединенных социал-демократов» (Межрайонцев). Организатором и душой группы был Константин Константинович Юренёв.

В августе 1914 года эта группа социал-демократов заняла резко выраженную анти-военную и пораженческую позицию. Сторонники этой идейной группы ориентировались на революционную газету «Голос» и «Наше Слово», которую выпускал в 1915-16 г.г. в Париже Троцкий, сначала с Мартовым, а потом без него. Условия военного времени душили политическую деятельность. Группа выпускала листовки время от времени, а в декабре 1915 г. Юренев и его товарищи выпустили первый и последний номер 4-х-страничной газеты «Вперед». Арест организаторов задушил тогда эту инициативу.

Мы приводим полностью статьи из этого единственного номера «Вперед», и обращаем внимание читателя на следующее, имеющее программный характер, заявление в статье «Война и пролетариат»:

«единственно правильный пролетарский лозунг … обострение процесса классовой и политической борьбы, доводящие её до социалистической революции в передовых капиталистических странах и демократической революции в России и других отсталых монархических странах».

Лидеры Межрайонцев призывают к идейно-политическому объединению всех антивоенных социалистов, поддерживают конференции в Циммервальде и Кинтале, призывают к возрождению классовой борьбы и к превращению империалистической войны в войну гражданскую. Но, какой будет будущая «демократическая революция в России»?, кто ею будет руководить?, какую программу поставит перед собой рабочий класс и его социалистическое руководство? Ясных ответов у межрайонцев нет, как их нет и у большевиков. С меньшевиками все ясно: будущую буржуазно-демократическую революцию поведет буржуазия, а пролетариат составит левую оппозицию в парламенте и в стране.

Осенью 1915 года в Петрограде проходила кампания по выбору представителей рабочих в Военно-Промышленный Комитет, которым руководил А.И. Гучков, будущий военно-морской министр во Временном Правительстве первого состава. Статья об этих выборах в № «Вперед» объясняет, что Междурайонный Комитет действовал совместно с Петербургским Комитетом (большевиков) в оппозиции к Гучкову, ликвидаторам и оборонцам.

Выпуск газеты «Вперед» 13 декабря 1915 г.

 

Мы нашли этот 4-х страничный номер газеты в Российской Национальной Библиотеке города С. Петербург, Московский пр. 165. Подшивка журнала за лето 1917 года, №№ 1—9, хранится в архивном отделе центрального корпуса РНБ на площади Островского. — /И-R/

Любопытны воспоминания «Канун 1917 года. Семнадцатый год» А.Г. Шляпникова. Он был во главе большевистского Бюро Центрального Комитета в Петрограде во время войны и Февральской революции. В детальных записках о деятельности социалистических групп во время Мировой войны он часто упоминает Межрайонный Комитет, подчеркивая близость политической линии МК и большевистского центра. Иногда МК даже опережал большевиков, издавал листовки и выдвигал лозунги более революционного и решительного содержания.

Всю войну главной идеей Межрайонного Комитета было объединить все идейно-политические группы социал-демократов, стоящие на линии Циммервальда-Кинталя: левых большевиков и меньшевиков, беспартийные группы социал-демократов. Они резко противились идее чисто организационного объединения всех социал-демократов «на основе соглашения об уставе и программе», и этим заметно отличались от Мартова и левых меньшевиков.


Февральская революция открыла перед группой возможность быстро развить свою деятельность. Межрайонцы, как их тогда называли, выпустили ряд листовок и призывов революционного содержания, иногда вместе с радикально настроенными социалистами-революционерами. Вот одна из первых листовок, датированная 28 февраля (по ст. ст.) 1917 г. В листовках Межрайонный Комитет решительно ставит на главное место вопросы о демократическом мире, о земле, 8-часовом рабочем дне, продовольствии. Юренев занял место в Исполнительном Комитете Петроградского Совета, и фракция Межрайонцев действовала на самом левом, радикальном фланге Петросовета.

Сразу после победы Февральской революции в быстро растущих социалистических партиях была огромная тяга к единству. Во-первых, объединялись обе фракции социал-демократов; во-вторых, рабочие тянулись в сторону огромной, бесформенной партии социалистов-революционеров, чтобы быть вместе с солдатами и крестьянами. ПСР достигла феноменальной численности в миллион или больше членов. Советы, профсоюзы были традиционными формами единства, но нечетко отграниченные политические партии тоже становились такими.

В середине марта приезд из Сибири в Петроград нескольких ведущих большевиков сдвинул политику «Правды» направо, в сторону поддержки Временного Правительства «поскольку—постольку», и в сторону политики меньшевиков. В обеих фракциях (партиях) социал-демократии в марте-апреле эта тяга к единству привела к тому, что многие провинциальные комитеты вышли из подполья и создали объединенные комитеты РСДРП. Большевики-оборонцы, большевики-интернационалисты, меньшевики-оборонцы и интернационалисты, все хотели объединиться «на базе Устава РСДРП и решений общих съездов». Вот высказывание по поводу объединения одного типичного большевика (Сталина) на большевистской конференции 1 апреля:

«Мы должны пойти. Необходимо определить наши предложения по линии объединения. Возможно объединение по линии Циммервальда—Кинталя» (см. http://iskra-research.org/USSR/Bolsheviks/Bolsheviks-1917-03.html).

Только своевременный приезд Ленина 4 апреля остановил это беспринципное объединение большевиков с меньшевиками.

К чести Междурайонного Комитета, его не захлестнула эта объединенческая волна. Политика МК оставалась той же: классовая борьба и интернационализм; больше власти и авторитета Советам; борьба с войной и Временным Правительством. Поворот большевиков вправо в марте имел тот эффект, что политическое расстояние между ними и МК увеличилось. Более революционные элементы Петрограда тянулись влево, записывались в наиболее радикальные организации: Межрайонный Комитет, анархистские группы. Из кучки подпольных активистов Межрайонный Комитет весной 1917 года вырос в небольшую, но боевую и активную организацию.

Приезд ссыльных.

В начале мая в Петроград из английского плена вернулись Л. Троцкий и Г. Чудновский, сразу вошедшие в Межрайонный Комитет. Из-за отсутствия у МК собственной газеты Троцкий начал печататься в беспартийной ежедневной газете Максима Горького «Новая Жизнь».

Интернационалист Анатолий Луначарский, сотрудничавший в парижской газете «Наше Слово», вернулся во втором «пломбированном поезде» из Швейцарии 22 (9) мая вместе с Мартовым, эсером Натансоном и другими (всего 257 человек). Луначарский тоже стал сотрудничать в газете Горького. Вскоре он и его друзья из небольшой «идейной группы Вперед» (В. Полянский, А.А. Богданов и др.) распустили группу и вошли в МК (см. №1 «Вперед»). Еще один сотрудник парижского «Нашего Слова», Д.З. Мануильский (И. Безработный) тоже вернулся во втором «пломбированном поезде» и вошел в МК. Вернулись из Парижа в Петроград сотрудники «Нашего Слова», Моисей Урицкий и Алексей Лозовский (Соломон Абрамович Дридзо), и тоже вступили в МК.

Некоторые «нашесловцы» вступили в большевистскую партию, например, Антон Гальский (Антонов-Овсеенко) (см. «Правда» №64 за 24 мая (6 июня)). Старый друг Троцкого со дней венской «Правды» А. А. Иоффе (В. Крымский), делегат на конференцию меньшевиков от объединенного комитета соц.-демократов Крыма, приехав в Петербург, порвал с меньшевиками и вступил в МК.

Все политические газеты и журналы того времени объявляли свое политическое лицо перечислением известных писателей и активистов, принимающих участие в этом органе. Вот объявление первого номера «Вперед» об участниках в издании журнала:

 

participants

 

Анжелика Балабанова вскоре перешла из Межрайонного Комитета в партию большевиков. Ар. Калинин, это Калинин Ф. И. (1882—1920). Михаил Сокольников — брат Григория Сокольникова. Владимиров, М. К. (урожд. Шейнфинкель, М. К., Константинов, Л. В., Л. Вл.) (1879-1925). В Межрайонку в течение лета вошел Д. Б. Рязанов.

 

Номера журнала летом 1917 года:

  1. 15 (2) июня
  2. 20 (7) июня
  3. 28 (15) июня
  4. 30 (17) июня
  5. 11 июля (28 июня)
  6. 22 (9) июля
  7. 7 августа (25 июля)
  8. 12 августа (30 июля)
  9. 15 (2) сентября

 

На VI съезде РСДРП(б), открывшемся 26 июля (по ст. ст.) 1917 года вся организация Межрайонного Комитета, насчитывающая к тому времени до четырех тысяч членов, вступила в большевистскую партию; несколько членов МК были избраны в ЦК (Троцкий, Иоффе, Урицкий), заняли ведущие роли в других организациях партии. Съезд решил превратить журнал «Вперед» в теоретический орган ЦК, но надвинулся мятеж Корнилова, надо было реорганизовать все печатные органы партии, и журнал был закрыт после 9-го номера.


Читатель заметит замедление в выпуске журнала в июле и месячный разрыв между 8-м номером 30 июля и № 9 за 2 сентября (по ст. ст.). После июльских демонстраций 3—5 большевистская типография была разгромлена, «Правда» закрыта, другие левые газеты тоже были под угрозой разгрома. Ленин и Зиновьев скрылись от самосуда, но были арестованы сотни левых активистов Петрограда. Сотрудники «Вперед» и все интернационалисты оказались под прицелом разнузданной военщины и берущего реванш Временного Правительства. 23 июля были арестованы ведущие писатели «Вперед», Троцкий и Луначарский. Усилия впередовцев переключились на издание центрального органа партии большевиков, «Правды» и временных преемников ЦО: «Рабочий и солдат», «Пролетарий», «Рабочий», «Рабочий путь». Выступления в Совете и статьи Троцкого печатались в «Правде» и других ЦО 7, 13 июня; 2, 25, июля; 13, 15 (2 статьи), 17, 18, 20 августа.

8-й номер «Вперед» вышел уже тогда, когда МК доживал последние дни и входил в большую большевистскую партию, и это заметно со всей конкретностью при просмотре последней, 16-й страницы номера. Помимо обычных для МК объявлений о брошюрах Юренева, Троцкого и Иоффе, конторы МК продают читателям работы Зиновьева, Невского и других большевиков.

Журнал пытается найти свое новое место в объединенной РСДРП(б). VI съезд принял решение сделать «Вперед» теоретическим журналом Центрального Комитета. Редакция № 9 вводит в число сотрудников журнала членов ЦК и ведущих журналистов партии, но эти шаги, как и многие другие тактические решения партии, остаются на бумаге.

Бурные события августа и сентября — Корниловский мятеж, мобилизация пролетариата и разгром мятежа, новый натиск пролетариата вперед — поставили перед партией большевиков новые вопросы, открыли новые возможности. Журнал «Вперед», газета «Правда» сделали огромный вклад в развитие партии и подъем в сознательности рабочего класса.