«1905»

От Редакции

Предисловия автора:

К первому изданию.
Ко второму изданию 1922 г.
К немецкому изданию «Россия в революции» 1909 г.

Социальное развитие России и царизм.

Русский капитализм.

Крестьянство и аграрный вопрос.

Движущие силы Русской революции.

Весна.

9 января.

Стачка в октябре.

Возникновение Совета Рабочих Депутатов.

18-е октября.

Министерство Витте.

Первые дни «свобод».

Царская рать за работой.

Штурм цензурных бастилий.

Оппозиция и революция

Ноябрьская стачка.

«Восемь часов и ружье».

Мужик бунтует.

Красный флот.

У порога контр-революции.

Последние дни Совета.

Декабрь.

Итоги.

Приложения:

Партия пролетариата и буржуазные партии в революции. — 12/25 мая 1907 г.

Пролетариат и Русская революция. — Август 1908 г.

Наши разногласия. — Июль 1908 г.

Борьба за власть. — 17 октября 1915 г.

Об особенностях исторического развития России. — 28 июня 1922 г.

Часть II

Вместо предисловия ко второй части. — 8 апреля 1907 г.

Процесс Совета Рабочих Депутатов. — 4 ноября 1906 г.

Совет и прокуратура.

Моя речь перед судом. — 4 октября 1906 г.

Туда. — 3 января — 12 февраля 1907 г.

Обратно. — февраль-март 1907 г.


От редакции Искра-Research.

 

Сборник статей о нашей первой революции, который мы предлагаем читателю имеет свою драматичную историю. Начатая Кровавым Воскресеньем 9-го января, революция 1905 года через волну стачек и восстаний пришла в октябре-ноябре к своей высшей точке. После этого, собравшийся силами царский режим сумел сжать военный кулак, арестовать Петроградский Совет, залить в крови московское восстание и послать карательные экспедиции во все концы России, чтобы задавить другие выступления и восстания.

Троцкий и Петербургский рабочий Совет были арестованы 3 декабря 1905 г. и следующие 13 месяцев провели в столичных тюрьмах. Попытки царских тюремщиков изолировать заключенных были безуспешны. «Рабочие депутаты» были в центре внимания всей России, и не только России, но Европы, Америки и всего мира. Несмотря на арест Петроградского совета и разгром декабрьского восстания в Москве революция не была окончательно задавлена: продолжались крестьянские восстания, карательные экспедиции с трудом, по костям железнодорожников ехали на Кавказ и в Латвию подавлять восстания, собиралась и разгонялась Государственная Дума, царский режим шатался и его слуги не были уверены в своем завтрашнем дне.

 

Судебный процесс над Советом начался 19 сентября 1906 г. Перед судом проходили сотни свидетелей: рабочие, городовые, студенты, дворники, провокаторы царской охранки, обыватели… В середине октября, после скандального газетного свидетельства бывшего директора полиции Лопухина о государственных провокациях и погромах, подсудимые объявили бойкот дальнейших заседаний суда и судьи в пустом зале 2 ноября приговорили депутатов к вечному поселению в Сибирь.

К Троцкому на судебный процесс приезжали его родители; вторая жена, Наталья Седова регулярно навещала его в тюрьме; к нему приходили адвокаты и, тайком от тюремщиков но с чувством исполнения гражданского долга, выносили в своих портфелях на волю его рукописи. А читал и писал в тюрьме Лев Троцкий очень много. За год с лишним тюремного заключения Троцкий написал массу статей: брошюра «Господин Петр Струве в политике», Конституция «Освобожденцев», «Одна или две палаты» и другие. Он составил и отредактировал три большие книги-сборника: «Наша революция», «История Совета Рабочих Депутатов» и «В защиту партии». Эти три его главные книги 1906 года преследовали разные цели.

«История Совета» была написана сообща депутатами Совета от разных фракций и партий: меньшевиками, большевиками, эсерами и т.д. Этот сборник был общественным лицом арестованного и поставленного перед царским судом Петербургского Совета. Статьи сборника обрисовали действия Совета в организации и руководстве рабочим движением и его растущую роль как альтернативное царскому рабочее правительство. Сборник оказал громадное влияние на умы членов и политику РСДРП, идейно подготовив 11 лет спустя Февральскую революцию и ошеломительно быстрое возникновение рабочих, солдатских и крестьянских советов по всей России. Троцкий написал две статьи сборника.

В своей Автобиографии Троцкий вспоминает:

«Фракционные расслоения в партии резко возобновились после декабрьского поражения [в Москве]. Разгон Думы [9 июля 1906 г.] поднял заново все проблемы революции. Я посвятил им тактическую брошюру, которую Ленин выпустил в большевистском издательстве. Меньшевики уже ударили отбой по всей линии. Фракционные отношения не достигли, однако, в тюрьме такого обострения, какое они уже успели приобрести на воле. Это дало нам возможность выпустить коллективную работу о Петербургском Совете, в составлении которой принимали еще участие и меньшевики».

Книга «В защиту партии» была полемическим сборником в защиту РСДРП. Троцкий направил свои полемические стрелы на левых либералов, партийных ликвидаторов и путаников вроде Ю. Ларина. Большая статья-перевод воззрений Карла Каутского на русскую революцию, включенная в сборник, косвенно ударяла по Плеханову и правому крылу меньшевизма.

Книга «Наша революция» была задумана как более развернутое изложение и анализ революции 1905 года, ее движущих сил и перспектив. Но это было не просто описание политических событий года. Главная цель книги — выдвинуть и обосновать независимую и ведущую роль пролетариата в русской революции. Форма книги — полемические статьи против либерализма и буржуазной демократии. Со второй половины 1904 года Троцкий указывал на консервативно-трусливое поведение русской буржуазии. Петр Струве, Павел Милюков и их друзья вовсе не стремились объединить русский народ в борьбе против самодержавия. Снова и снова они заключали анти-революционные сделки с царизмом.

В форме полемики против либерализма и против иллюзий правой части РСДРП на революционную, или хотя бы оппозиционную роль буржуазии, Троцкий выдвигал свою концепцию о ведущей роли пролетариата в революции. Заключением сборника стала его 62-страничная статья «Итоги и перспективы». Эта статья далеко выходила за пределы задач журналистики, политической полемики или даже истории этого необыкновенного года. Троцкий проработал ряд трудов российских историков и экономистов (Д. Менделеев, П. Милюков) и разработал новую и смелую оценку движущих сил и перспектив Русской революции. Вошедшая в историю как теория «перманентной революции», работа Троцкого предвидела захват государственной власти российским пролетариатом, выход революции на мировую арену и возможность перехода от национально-буржуазной, демократической, к мировой социалистической революции. Эта концепция открывала перед революционным марксизмом совершенно новые перспективы.


Товарищ Троцкого по Совету, Д.Ф. Сверчков так описывал впоследствии тюремный период в своей книге "На заре революции":

«Л. Д. Троцкий залпом писал и передавал по частям для напечатания свою книгу "Россия и революция"*, в которой он впервые высказал с определенностью мысль о том, что революция, начавшаяся в России, не может закончиться до тех пор, пока не будет достигнут социалистический строй. Его теория "перманентной революции" — как называли эту мысль — не разделялась тогда почти никем, однако он твердо стоял на своей позиции и уже тогда усматривал в положении государств мира все признаки разложения буржуазно-капиталистического хозяйства и относительную близость социалистической революции… Тюремная камера Троцкого превратилась вскоре в какую-то библиотеку. Ему передавали решительно все сколько-нибудь заслуживающие внимания новые книги; он прочитывал их и весь день с утра до поздней ночи был занят литературной работой. „Я чувствую себя великолепно, — говорил он нам. — Сижу, работаю и твердо знаю, что меня ни в коем случае не могут арестовать… Согласитесь, что в границах царской России это довольно необычное ощущение…“»

* Название книги в 1906 году было «Наша революция». Через три года в Вене Троцкий издал на немецком языке аналогичный сборник «Russland in der Revolution» («Россия в революции»), и Сверчков в своих более поздних воспоминаниях, по-видимому, спутал названия этих книжек. — Искра-Research

Троцкий в одиночной камере Дома предварительного заключения.
В тюрьме Троцкий вспоминает в своей Автобиографии: «В конце концов, я не могу жаловаться на свои тюрьмы. Они были для меня хорошей школой. Плотно закупоренную одиночку Петропавловской крепости я покидал с оттенком огорчения: там было тихо, так ровно, так бесшумно, так идеально хорошо для умственной работы. Предварилка, наоборот, была переполнена людьми и суетой. Немало было смертников: террористические акты и вооруженные экспроприации шли в стране широкой волною. Режим в тюрьме, ввиду первой Думы, был либеральный, камеры днем не запирались, прогулки были общие. Мы по часам с упоением играли в чехарду. Приговоренные к смерти прыгали и подставляли свои спины вместе с другими. Жена приходила ко мне дважды в неделю на свидание. Дежурные помощники смотрели сквозь пальцы, как мы обменивались письмами и рукописями. Один из них, уже пожилой, особенно благоволил к нам. Я подарил ему, по его просьбе, свою книгу и свою карточку с надписью. "У меня дочери-курсистки", — шептал он с восторгом и таинственно подмигивал глазом. Я встретился с ним при советской власти и сделал для него, что мог, в те голодные годы.»

 

 

К сожалению, почти весь тираж книги «Наша революция» был арестован жандармами (революция была побеждена и царский режим восстанавливал цензуру и все другие атрибуты власти). Несколько копий дошло до рецензентов, среди которых были: левый либерал Прокопович, меньшевик Иорданский, большевики Каменев и Рожков, но в партийную массу книга не дошла.

В начале 1907 года Троцкий бежал из ссылки за границу. Он вскоре написал две статьи, составленные на основе дневников о своей высылке в Сибирь и побеге оттуда: «Туда» и «Обратно». Эти дорожные записки читались как приключенческая повесть и были затем широко опубликованы в европейской социалистической прессе. Гонорар за популярные статьи сильно помог растущей семье Троцкого.

В 1909 году Троцкий переделал и расширил сборник 1906 года, переписал злободневные газетные статьи 1905 года в работы анализа и прогноза, добавил повесть о побеге «Туда и обратно», и выпустил на немецком языке книгу «Russland in der Revolution» («Россия в революции»).

После Октябрьской революции, несмотря на массу обязанностей, Троцкий расширил публицистическую деятельность. В разгар Гражданской войны Нарком обороны заново издал в 1919 году на русском и других языках свой немецкий сборник 1909 года «Russland in der Revolution», чтобы избежать путаницы, под названием «1905». После победы в Гражданской войне Троцкий расширил этот сборник для второго (начало 1922 г.) и последующих советских изданий.

Резюмируем: арестованная в 1906 году царскими жандармами книжка «Наша революция», в 1909 году была отредактирована и переиздана для социалистов Европы на немецком языке. В 1919 году автор расширил книгу и под названием «1905» издал для советского читателя. Для второго издания автор снова переработал ее в сторону расширения и углубления аналитической направленности книги. Само собой разумеется, в первую середину 1920-х годов эта книжка была переведена на другие языки и издавалась неоднократно в прессе Коминтерна. К концу 1920-х годов эта книжка, как и ее автор, попали под арест сталинского жандарма. В Советском Союзе и в ельцинско-путинской России ее не издавали.

Мы ее издаем по 4-му изданию книги в 1922 году, включая все замечательные иллюстрации.


Наконец, надо сказать несколько слов об отношении Троцкого к фракционной борьбе, раздиравшей РСДРП с 1903-го по 1917-й год. В революцию 1905 года идейно и политически Троцкий выступает на самом левом фланге марксизма. Его перспектива левее обеих фракций большевиков и меньшевиков, и выставляет перед пролетариатом программу завоевания власти и установления пролетарской диктатуры. В комитетах большевиков он наблюдает опасные «якобинские» уклоны: партизанщину и поддержку экспроприаций, бойкот парламентской деятельности и ультиматизм (отзовизм). В меньшевистской фракции он критикует приспособление к земской и либеральной оппозиции, парламентский оппортунизм. В партии в целом он с тревогой наблюдает появление трех идейно-организационных групп (слева направо): большевики (Ленин), меньшевики (Мартов, Дан, Мартынов) и крайне правые (Плеханов).

Российский пролетариат политически растет от недели к неделе и его более сознательные элементы записываются в социал-демократическую партию, толкая обе фракции к сближению. В течение революционного 1905-го года он отмечает здоровое и плодотворное сближение обеих фракций. Большевики отказались от предыдущего ультиматизма и развили массовую политическую борьбу в рабочем классе и в Советах. Меньшевики отказались от унизительного участия в либеральных банкетах и тоже обратились к работе в пролетариате и к независимой политике. В этом смысле осенью 1905 года было наяву сближение и частичное слияние обеих фракций РСДРП. За правым бортом партийного корабля остался только Плеханов с его скандально знаменитой оценкой: «не нужно было и браться за оружие».

Троцкий в течение следующего десятилетия будет продолжать внутри партии борьбу за сближение и совместную работу обеих фракций вокруг программы «перманентной революции». Он ожидает, что новый подъем массового революционного движения приведет к интеграции обеих фракций вокруг революционных лозунгов. В этом он ошибется. Меньшевизм поддастся политическому давлению буржуазии. Большевизм, преодолевая некоторую идейную узость, партизанщину и сектантство, привлечет к себе в 1917 году все действительно революционные элементы в российской социал-демократии (включая и самого Троцкого), повернет к стратегии «перманентной революции» и завоюет власть.

Искра—Research

Оглавление 4-го издания книги.