Сочинения Л. Д. Троцкого: 1934
Один год из жизни автора:
В 1934 году Троцкий проживает во Франции.
Политическая ситуация во Франции после победы Гитлера в Германии в январе 1933 года была взрывчатой. Франция и Европа в целом еще не оправились от последствий Великой Депрессии. Французский капитализм после Первой Мировой войны погряз в слабостях и задолженностях; он уже давно стал ростовщическим и зависел от сложной системы иностранных займов и выплат. Финансовые скандалы сотрясали политическую надстройку (Ставиский, Устрик). Угроза агрессивной Германии вынуждала к созданию опор: во-первых, опора на Малую Антанту (Польша, Румыния, Чехословакия и др.); во-вторых, совместное с Великобританией использование Лиги Наций для защиты статуса-кво; в-третьих, некоторое сближение с Советским Союзом, как противовес германскому реваншизму; в-четвертых, собственное вооружение; в-пятых, ускорение строительства оборонительной Линии Мажино.
В Австрии в течение 1933 года правые и клерикальные силы провели ряд мер по упразднению республики: ряд выборов был отменен; фашистские банды безнаказанно стреляли по рабочим демонстрациям. В феврале 1934 г. в нескольких городах Австрии социал-демократы попытались защитить рабочее движение от ползучей правой диктатуры Дольфуса. С помощью армии правый режим раздавил рабочее сопротивление, но атмосфера кризиса и классовой борьбы в Европе еще больше накалилась.
В начале 1934 году политическая атмосфера во Франции взорвалась: 6 февраля фашистские банды Де Ла Рока попытались провести путч. 12 февраля всеобщая стачка, объединившая прежде враждующие между собой профсоюзы социалистов и коммунистов, дала отпор слабым еще отрядам фашизма. Во Франции и в Европе в целом начался поворот к политике «Народного Фронта».
К несчастью, в апреле 1934 года местная полиция Барбизона случайно узнает о пребывании Троцкого в их маленьком городке и с шумом фанфар и вспышками юпитеров проводит обыск виллы и ее обитателей. Мировая пресса снова осаждает дом, где живут Троцкие. Берлинская пресса утверждает, что Троцкий готовит коммунистический переворот в Франции. L'Humanite, газета сталинистской партии, трубит, что Троцкий затевает провокации против национальных интересов Франции. Кремль в это время заигрывает с Парижем против Берлина, и французское правительство, опасаясь Гитлера, наводит мосты к Москве. В середине апреля Париж объявляет, что при первой возможности Троцкий будет выслан из Франции. К несчастью для правительства, ни одна страна не соглашается дать убежище опасному революционеру.
В середине апреля (16-го или 17-го, согласно биографу Троцкого, Дойчеру) полиция приказала ему покинуть уютный Барбизон. В течение почти трех месяцев Троцкий и Наталья Седова переезжают из одного пансиона в другой, всегда под близким надзором полиции, пытаясь сохранить своё инкогнито, скрываясь от журналистов и от шпионов, притворяющихся журналистами. В июне 1934 года они находят приют в деревне Домен (Domene), в 9-ти километрах от города Гренобль в доме деревенского учителя. Здесь, в изоляции маленькой деревеньки в предгорьи Альп, без секретарей и друзей, они будут жить около одиннадцати месяцев.
Изоляция, скитания и полицейское наблюдение ударили по литературной деятельности Троцкого. Лишенный доступа к своим архивам, без секретаря, без машинистки, часто, без письменного стола, писать и править манускрипты стало трудно, почти невозможно. Русской машинистки нет, и Троцкий вынужден писать статьи на немецком и французском языках. Почта приходила из Парижа дважды в месяц; секретарь тоже приезжал раз или два в месяц. Несмотря на то, что оба редактора «Бюллетеня Оппозиции», Лев Троцкий и его сын Лев Седов, живут во Франции и могут время от времени встречаться, в 1934 году выходит всего два выпуска журнала. Работа над биографией Ленина тоже застопорилась; внимание Троцкого переключилось на бурлящую политическую жизнь Франции и в октябре он выпускает брошюру «Куда идет Франция?». (Статьи этой брошюры написаны на французском.)
В своих публикациях, особенно статьях об оппозиции и проблемах Четвертого Интернационала, Троцкий вынужден скрывать авторство, подписываться псевдонимами: Крукс, Гуров, «от группы читателей», или ставить подпись Интернациональной Коммунистической Лиги, промежуточного имени движения за Четвертый Интернационал.
Пролетариат Европы ищет путей остановить поднимающийся фашизм, но социал-демократы, с одной стороны, сталинцы, с другой, ведут его к поражениям: в Австрии, на Балканах. Внутри социал-демократических партий растут левые группы и Троцкий пытается найти к ним дорогу. В ряде статей он показывает, что дорога от маленьких пропагандистских кружков к международной революционной партии ведет через тактику «энтризма», вступления групп 4 Интернационала в крупные лево-социалистические партии.
В СССР, между тем, 26 января — 10 февраля состоялся XVII съезд ВКП(б), большинство делегатов которого будут в течение следующих лет расстреляны Сталиным. В феврале 1934 года Христиан Раковский, известный европейский революционер, руководитель Советской Украины в годы Гражданской войны, старый друг и соратник Троцкого, не выдерживает шести лет изоляции, ссылок и тюрем и капитулирует, объясняя свою прострацию необходимостью сообща со сталинцами бороться против фашистской угрозы. За ним следуют несколько десятков измученных и подавленных экс-троцкистов. Это последняя капитуляция ведущего оппозиционера, на которую согласится Сталин, за нею последуют только расстрелы. 1 декабря 1934 г. в Ленинграде происходит убийство члена Политбюро и верного сталинца, Сергея Кирова. Троцкий тщательно продумывает противоречивые официальные сообщения советской прессы и обвиняет Сталина в организации провокации, перешедшей в убийство. Цель Сталина — запугать всю бюрократическую верхушку партии и запустить убийственную машину массовых арестов и расстрелов.
Две статьи, разоблачающие провокацию ГПУ, опубликованы в № 41 «Бюллетеня Оппозиции» за январь 1935 г. Троцкий предсказывает, что идущий все более резко вправо, режим Сталина откроет серию кровавых провокаций и террора против основных кадров марксизма и большевизма в СССР: старых большевиков, строителей партии, представителей исторического опыта трех Русских революций: 1905 г., Февральской и Октябрьской революций.