Мирные переговоры в Брест-Литовске с 22 (9) декабря по 3 марта (18 февраля) 1918 г.

От Редакции

Предисловие Л.Д. Троцкого

Первый период с 22/9 декабря по 28/15 декабря 1917 г.

Заметка А. Иоффе.
Состав мирной конференции.

Протоколы

22/9-го декабря, 1917 г.: Заявление Российской делегации о принципах демократического мира.
25/12-го декабря, 1917 г.: Заявление Союзной делегации.
26/13-го декабря, 1917 г.:
27/14-го декабря, 1917 г.: Территориальные вопросы; Украина.
28/15-го декабря, 1917 г.: Территориальные и экономические претензии Германии и Австрии.10-дневный перерыв.


Второй период (с 9 января 1918 г. (27 декабря 1917 г.) по 10 февраля (28 января) 1918 г.).
От Редакции.
Состав мирной конференции.

9 января 1918 г. (27 декабря 1917 г.): Союзные протесты против мирной пропаганды Советской прессы.
10 января 1918 г. (28 декабря 1917 г.).: Заявление Украинской Центральной Рады. Вопросы самоопределения.
11 января 1918 г. (29 декабря 1917 г.): Очищение оккупированных областей; вопросы права и силы.
12 января 1918 г. (30 декабря 1917 г.): Украина; ген. Гофман: право сильного.
14/1 января 1918 г.:
15/2 января 1918 г.: Бесконечная оккупация.
18/5 января 1918 г.:
30/17 января 1918 г.:
31/18 января 1918 г.: Выяснены территориальные требования Германии; Перерыв в переговорах.
1 февраля (19 января) 1918 г.:
3 февраля (21 января) 1918 г.:
7 февраля (25 января) 1918 г.:
9 февраля (27 января) 1918 г.: Германия заключила договор с УНР и отказывается гарантировать неприкосновенность украинской, или украинско-российской границы. Переговоры в тупике.
10 февраля (28 января) 1918 г.: Территориальные вопросы; заявление Российской делегации об одностороннем разоружении России.


Третий период с 1 марта (16 февраля) по 3 марта (18 февраля) 1918 г.
От Редакции.
Обмен теле- и радиограммами. Германский ультиматум.
Состав мирной конференции.

1 марта (16 февраля) 1918 г.: Заявление Сокольникова.
3 марта (18 февраля) 1918 г.: Подписание условий мира.

Приложения:
1) Борьба за гласность.
2) Русско-украинские отношения.
3) Национальные представители.
4) Российская делегация и Германско-Австрийская Социал-демократия.
5) Подкомиссия по территориальным вопросам.

Эпилог Брест-Литовских переговоров.


Мирные переговоры в Брест-Литовске

с 22 (9) декабря по 3 марта (18 февраля) 1918 г.

Brest

Открытие мирной конференции Генерал-Фельдмаршалом Принцем Леопольдом Баварским.


Полный текст стенограмм под редакцией и с примечаниями А.А. Иоффе (В. Крымского) с предисловием Л.Д. Троцкого.


От редакции Искра-Research

Эта книжка была издана в начале 1920 года Народным Комиссариатом Иностранных Дел. Редактором-составителем был Адольф Абрамович Иоффе, Председатель Российской делегации в первый период переговоров, а затем участвовавший в них до самого конца. Этот том составлял протоколы пленарных заседаний и заседаний политической комиссии Русской, Германской и Австро-Венгерской делегаций. Предполагалось издать второй том с протоколами заседаний юридической и экономической комиссий, а также переговоров России с Болгарией и Турцией.

Наше издание «Протоколов» включает все материалы, включая фотографии, включенные в издание НКИД 1920 года. Для удобства читателя заметки А. Иоффе помещены в тексте ближе к материалу, который они освещают. Наши собственные заметки и объяснения подписаны Редакцией. — /И-R/

 


«На Западном фронте без перемен».

В конце 1917 года мировая обстановка раскладывалась следующим образом. Три с лишним года войны, казалось, принесли Германии ряд побед на всех фронтах. Уже в начале войны она разбила и заняла Бельгию и северную треть Франции; к концу 1915 года она с помощью Австро-Венгрии разбила сербскую армию и оккупировала Сербию; в 1916 году Германия помогла Болгарии разгромить и оккупировать Румынию; осенью 1917 года германско-австрийские войска в серии битв при Капоретто наносят сокрушительный удар по итальянской армии, и до октября-ноября 1918 года практически выбивают Италию из войны. На Восточном (Российском) фронте Германия в 1914 году отбила стратегическое наступление армий Самсонова и взяла массу пленных (Восточно-Прусская операция), а затем помогла Австро-Венгрии оправиться от первоначальных поражений в Галиции. В следующем 1915 году силы Германии и Австро-Венгрии отбили у русских Галицию и заняли русскую Польшу и западную часть Белоруссии.

На решающем Западном фронте три года шла кровеобильная окопная война на истощение. Генералы обеих сторон бросали свои дивизии в рукопашную атаку против колючей проволоки и пулеметов, и дневные потери исчислялись тысячами солдат. Весной 1917 года после неудачного «наступления Нивеля» истощение французской армии дошло до массовых мятежей и в течение нескольких месяцев армия была небоеспособной. Даже апрельское (1917 г.) вступление США в войну на стороне Антанты не скоро изменило соотношение сил. Американскую армию надо было сначала мобилизовать (в пику социалистической и мирной агитации) и натренировать. Первые экспедиционные подразделения летом 1917 года оказались малоспособными, и генералу Першингу удалось создать боеспособную армию лишь к лету 1918 года.

На морях и океанах кажущийся огромный перевес Антанты над Четверным союзом тоже сошел на нет. Единственное за всю войну крупное Ютландское сражение окончилось ничьей. Подводная война даже дала временный перевес Германии и в первые месяцы неограниченной подводной войны в начале 1917 года германские подлодки топили четверть судов, пытающихся прорвать блокаду вокруг Британских островов и побережья Франции (хотя, это расширение подводной войны послужило президенту Вильсону как удобный casus belli).

Из европейской война за три года превратилась в мировую. В нее вступили даже далекие Китай и Япония; боевые действия шли в «дремучей» Африке, Палестине, Месопотамии и Персии. Закулисные переговоры кроили и перекраивали Ближний и Дальний Восток. В Индии, Китае, Японии и других «отсталых» колониях и полуколониях империализм мобилизовал на новых промышленных предприятиях миллионы новых врагов-пролетариев. Даем одну цифру, характеризующую общий тренд: «За период с 1914 по 1919 годы численность промышленного пролетариата в Китае возросла примерно в 3 раза, составив около 3 миллионов человек» (см. Википедия: Экономика_Китая_в_годы_Первой_мировой_войны).

Голод и лишения уже три года давили пролетариат и трудящиеся массы Европы и всего мира. «Неспокойно в Европе» назвал в марте 1917 г. одну из своих статей Лев Троцкий:

«…неспокойно в Германии и жутко в Австрии. Немецкие подводные лодки не без успеха топят «союзную» амуницию. Но они бессильны доставить немецким матерям хоть один лишний кусок хлеба или стакан молока. И демонстрации голодных женщин Петрограда и Москвы могут завтра же пробудить отголосок среди матерей Берлина и Лейпцига».

В январе 1918 г. в Берлине вспыхнула политическая стачка в поддержку Русской революции, требующая окончания войны. 28 января бастовало 400 тысяч рабочих оружейных заводов. Стачка была вскоре раздавлена социал-демократами и военщиной: 50 тысяч забастовщиков потеряли броню и их послали на фронт.

 

В горном Ливане (христианская турецкая колония) в 1915—1918 гг. от голода вымерло примерно 200 тысяч человек, половина населения. Ливан

Хлебная очередь в Вене, 1917 год. Из-за нарушения хозяйственного обмена и перевода ресурсов в военную промышленность голодало все население Австро-Венгерской империи.

13 и 14 января 1918 г. разразились стачки в Вене и Будапеште; через неделю они перекинулись в Чехию и Моравию. Но социал-демократия «лоскуточной империи» разъединяла рабочих по национальностям и заглушила эти вспышки классовой борьбы. Правительство пообещало, что вскоре оно обеспечит населению доставку хлеба с Украины.

Вена
Возле мясного магазина в Лондоне; вывеска гласит: говядины и баранины нет. Лондон
Продуктовый магазин в нейтральной Швеции. Sweden

 

Октябрьское землетрясение.

Октябрьская революция стала в этих условиях потрясением и изменением всей ситуации. Впервые, народные массы вступили на авансцену истории и заявили о своем желании прекратить бесконечную войну и установить демократический мир. В ответ на «Декрет о мире», принятый на Всероссийском съезде Советов 8 ноября (26 октября) 1917 года пресса Антанты повела бешеную травлю большевиков. Хотя правительственные органы всего капиталистического мира называли большевиков «агентами кайзера», сам кайзер и его генералы, Людендорф и Гинденбург, знали обратное, и изо всех сил пытались надеть кляп на мирную пропаганду Ленина и Троцкого.

В правящих кругах Германии вырос план. Самое лучшее для них: вынудить Антанту на общие мирные переговоры и, опираясь на победную карту войны, выторговать на общей мирной конференции стратегически победные для Германии условия мира. Если же это не удастся, то на сепаратных переговорах поставить Россию на колени и вынудить ее на огромные территориальные и экономические уступки. Украинская пшеница и бакинская нефть должны были помочь Германии победить на Западном фронте.

В целях достичь общей мирной конференции и замаскировать алчные намерения германского империализма представители Германии в начале переговоров не жалели усилий на красивые и миролюбивые декламации.

Антанта планировала другое: надо любой ценой раздавить большевиков и вернуть Россию в войну. Державы Антанты — Великобритания, Франция, Соединенные Штаты и др. — смогли временно оправиться от шока Октябрьского переворота. Они победили внутреннюю оппозицию войне, усилили военную пропаганду и отказались присоединиться к Брестским переговорам. Антанта надеялась, что сообща с цензурой держав Четверного союза она сможет изолировать и заглушить советскую пропаганду общего демократического мира.

Для успеха всеобщей военной пропаганды мирные переговоры надо было запереть в полуразрушенной Брест-Литовской цитадели и отрезать от мировой прессы. Даже социал-демократическая пресса Германии и Австро-Венгрии писала о переговорах в Брест-Литовске как о заранее отрепетированной игре, где большевистские делегаты лишь притворяются, что они за «всеобщий, демократический мир», а на самом деле готовы тайно договориться с Германией. Пресса Антанты была жестче и грубее: отказавшись воевать, большевики нанесли своим союзникам удар ножом в спину.

Стратегия большевиков заключалась в необходимости вызвать всеобщую революцию против войны, показать рабочим Европы и всего мира перспективу демократического и социалистического мира.

 


Предисловие: Брестский этап.

Л. Троцкий.

 


 

Приезд русской делегации в Брест-Литовск.

arrival arrival

В левом фото виден Каменев; в правом снимке Троцкий уже вышел, обернулся и смотрит на выходящих из вагона Карахана и Иоффе.

Первый период с 22/9 декабря по 28/15 декабря 1917 г.

 


15-го декабря 1917 года был подписан договор о перемирии между Россией — с одной стороны, Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой, а 22-го декабря начались переговоры о мире.

Считаясь с тогдашним настроением в России, Российская делегация не хотела вести мирные переговоры в Брест-Литовске, но была вынуждена согласиться начать их там. Поэтому, до открытия мирных переговоров, Председатель Российской делегации А. А. Иоффе обратился с письмом к генералу Гофману, в котором указывал, что Российская делегация согласна начать мирные переговоры в Брест-Литовске, но настаивает на прежнем своем плане перенесения их впоследствии в одну из нейтральных стран.

После приезда министров Кюльмана и Чернина, ими было заявлено в частной беседе, что, возражая против переговоров в нейтральной стране, они, тем не менее, понимают нежелание Российских Представителей заключать мир в оккупированной Российской крепости и поэтому готовы переехать впоследствии на русскую территорию и подписать мир, например, в Пскове.

В первый период переговоров отношения между Российскими Представителями и Представителями Четверного Союза носили внешне дружелюбный характер. Германия жаждала сепаратного мира с Россией (известно теперь, что она предприняла в этом направлении ряд шагов еще при царизме). Советская власть боролась за всеобщий демократический мир и выдвигала принципы такого мира, одинаково приемлемые для всех. На первом же заседании от 21-го декабря, Российская делегация в своей декларации, — выработанной в Брест-Литовске в перерыве между концом переговоров о перемирии и началом переговоров о мире, — изложила эти принципы.

В своей ответной декларации от 25-го декабря, Представители Четверного Союза не посмели отвергнуть этих принципов, но внешне и чисто фразеологически приняли их, хотя и подвергли значительным ограничениям, на что и было указано в русском ответе.

С русской точки зрения, на этой стадии переговоры должны были быть прерваны: основные принципы всеобщего демократического мира были даны, оставалось переждать, чтобы достигнутые результаты переварились в сознании широких народных масс, — как Германии и ее Союзников, так и стран Антанты. Поэтому Российская делегация и предложила десятидневный перерыв.

Но Германии был важен самый факт продолжающихся переговоров. Ее предложение продолжать комиссионные переговоры по конкретным вопросам, подлежащим обсуждению между отдельными государствами, даже и при всеобщих мирных переговорах, не могло быть формально отвергнуто. Помимо того, для Российских Представителей было важно узнать полностью все германские притязания. Поэтому начались отдельные переговоры между Россией, Германией и Австро-Венгрией, между Россией и Турцией, между Россией и Болгарией. Политическое значение имеют только первые. По этой причине мы не помещаем в данном отчете протоколов переговоров с Турцией и Болгарией.

А. Иоффе.

Апрель 1919 г.


Состав мирной конференции (в первый период):

Русская делегация:

Иоффе
Председатель делегации А. А. Иоффе

Каменев
Л. Б. Каменев

Биценко
А. А. Биценко

Карахан
Л. М. Карахан

Покровский
М. Н. Покровский

Остальные члены делегации:

Консультант М.Н. Велтман-Павлович

Военные консультанты:

Контр-адмирал В.М. Альтфатер

Генерал А.А. Самойло

Капитан В. Липский

Капитан И.Я. Цеплит

 

Германская делегация:

Статс-секретарь по Иностранным Делам фон-Кюльман

Генерал-майор Гофман

Посланник фон-Розенберг

Директор Правового Департамента Криге

Тайный Советник Надольный

Капитан 1-го ранга Горн

Майор Бриктан

Директор Экономического Департамента Иоганнес

Авcтро-Венгерская Делегация:

Министр по иностранным Делам граф Чернин

Посол фон-Мерей

Посланник фон-Визнер

Легационный советник граф Коллоредо

Легационный секретарь граф Чаки

Фельдмаршал лейтенант фон Чичерич

Обер-лейтенант Покорный

Майор фор-Глайзе

Болгарская делегация:

Министр юстиции Попов

Посланник Коссов

Посланник Стоянович

Полковник Ганчев

Легационный секретарь Анастасов

Турецкая делегация:

Великий Визирь Талаат-Паша

Министр по Иностранным Делам Ахмад Несим-бей

Посол Ибрагим Хакки-Паша

Генерал от кавалерии Цеки-Паша

Легационный секретарь Решад Хикмет-бей